Эта машина не могла не появиться, морально и технически устаревшие Ан-24 и Ан-26 никак не устраивали возросшие требования по эксплуатации и Ан-140 успешно вписался в линейку самолётов региональных линий со своими новыми лётными и техническими возможностями.

История создания

В 1993 году главный конструктор АНТК «Антонов» С.В. Меренков приступил к разработке нового самолёта для региональных линий, который должен был заменить ветеранов Ан-24 и Ан-26 долго и надёжно трудившихся в этом секторе авиаперевозок. Как только уточнили общую концепцию машины, началась проработка деталей и поиск силовой установки, отвечающей требованиям заказчика.

В 1997 году был готов первый опытный экземпляр машины и 17 сентября этого же года экипаж под управлением лётчика-испытателя А.К. Хрустицкого поднял машину в воздух и выполнил установочный полёт. Начались лётные испытания, которые успешно завершились в 1999 году. Уже 11 октября 1999 года на авиационном заводе в Харькове первый серийный самолёт Ан-140 опробовали в воздухе.

Ан-140 в небе
Ан-140 в небе

С 2001 года по 2015 год в Иране в городе Шахиншехр штучно выпускался самолёт IrAn-140(лицензионная версия Ан-140), в 2005 году в России начали выпуск Ан-140 на авиазаводе в Самаре.

На международном авиационном салоне в Стамбуле в 2004 году продемонстрировали модификацию Ан-140–100, на которой размер крыла стал больше на один метр, была усовершенствована кабина пилотов и приборное оборудование, гондолы силовой установки приобрели иную форму, увеличилась дальность и высота полёта. На этой модификации значительно понизили шумность двигателей и уменьшили уровень токсичности выбросов в атмосферу.

Конструкция самолёта Ан-140

Аэродинамическая компоновка Ан-140 традиционна для машин Антонова — это моноплан с высоким расположением крыла, силовой установкой из двух двигателей и мощным вертикальным оперением. Высокое расположение крыла выбрано из соображений меньшего попадания посторонних предметов при эксплуатации машины с грунтовых аэродромов.

Механизация крыла обычная для машин этого класса — это двухщелевые закрылки и элероны с триммерами, разработчики не стали устанавливать предкрылки. Закрылки имеют пять фиксированных положений отклонения — три для взлёта и два для посадки.

Силовая установка лайнера состоит из двух двигателей ТВ-117ВМА, аналогичные двигатели были применены ранее на вертолётах Ми-8 и отличаются лишь конструкцией редуктора и трансмиссии. В хвостовой части фюзеляжа размешена вспомогательная силовая установка, служащая для автономного запуска маршевых двигателей и обеспечения электроэнергией основных систем самолёта на земле.

Ан-140
Ан-140

Особый интерес представляет воздушный винт АВ-140, он имеет шесть лопастей, его диаметр равен 3,72 метра. На АВ-140 изменяемый в полёте шаг, управление осуществляется от гидравлики автоматически в зависимости от выбранного режима, воздушный винт реверсивный, что позволяет значительно сократить посадочную дистанцию — это особенно важно при посадке на короткие грунтовые полосы.

Экипаж состоит из двух человек — командира и правого пилота. Кабина экипажа довольно просторная, приборная панель выполнена по условиям современной эргономики, оснащена цифровыми дисплеями, дающими всю информацию о полёте, навигационной обстановке и работе силовой установки.

Кабина пилота Ан-140
Кабина пилота Ан-140

Шасси самолёта трёхопорное, убирающееся в полёте, с колёсами малого давления, что необходимо для улучшения проходимости при эксплуатации с грунтовых аэродромов.

В пассажирском салоне на 52 человека, пассажиры размещаются в удобных и комфортабельных креслах. Салон удивляет оригинальным дизайнерским решением и продуманностью функциональных мелочей интерьера. Для приятного и спокойного времяпровождения в полёте все места оборудованы многоканальными аудиосистемами, а индивидуальная вентиляция позволяет создать нужный микроклимат, противошумные панели в салоне поглощают шум работающих двигателей. К услугам пассажиров в лайнере имеется большой багажный отсек, а при недостатке в нём места можно воспользоваться дополнительным отделением, расположенным под грузовой кабиной.

Салон лайнера Ан-140
Салон лайнера Ан-140

Лётно-технические данные

  • Экипаж — 2 чел
  • Длина самолёта — 22,6 м
  • Высота самолёта — 8,23 м
  • Размах крыла — 24,5 м
  • Вес неснаряженного самолёта — 12810 кг
  • Максимальный взлётный вес — 21,5 т
  • Максимальная загрузка — 52 чел или 6 тонн груза
  • Двигатели — 2 х ТВ-117МВА
  • Наибольший запас топлива — 4440 кг
  • Скорость на крейсерском режиме — 460–540 км/ч
  • Практическая дальность — 2320 км
  • Потолок — 8232 м
  • Необходимая длина ВПП — 880 м.
Ан-140 в Иране
Ан-140 в Иране

Пять происшествий в небе Ан-140

  1. При заходе на посадку, на аэродром иранского города Исхафан Ан-140 столкнулся с горой. Катастрофа произошла 23 декабря 2003 года, погибли 44 человека — все, кто был на борту.
  2. В августе 12 числа 2005 года самолёт Ан-140 заходил на посадку с одним отказавшим двигателем, пилотам не удалось затормозить машину в пределах ВПП и она выкатилась за её границы. Лайнер получил повреждения, но жертв не было.
  3. После взлёта из аэропорта Баку 23 декабря 2005 года Ан-140 рухнул в Каспийское море. Позже выяснилось, в сплошной облачности и сильной болтанке, экипаж не справился с управлением из-за отказа основных и резервного авиагоризонтов, их показания не соответствовали действительному положению самолёта. Погибли все члены экипажа и пассажиры — всего 23 человека.
  4. 15 февраля 2006 года, выполняя тренировочный полёт, столкнулись два самолёта Ан-140, погибли пять пилотов — это случилось в Иране вблизи города Шахин Шахри.
  5. 6 сентября 2008 года, совершая посадку с невыпущенной передней стойкой, Ан-140 приземлился в аэропорту Борисполь на разбросанную пену, никто не пострадал, а машина через 20 дней выполняла регулярные полёты.

Видео: Ан-140, взлёт, посадка

В России Ан-140 серийно выпускался на самарском авиационном заводе «Авиакор» с 2005 по 2015 гг. Остановка производства самолётов произошла из-за невыполнения своих обязательств ГП «Антонов». В 2016 году появилась информация о возможности выкупить лицензию Ан-140 у украинских коллег и полностью локализовать производство на территории России.

comments powered by HyperComments