Годовщина полёта первого реактивного транспортника Ил-76

Почти 60, а точнее, 57 лет назад в небо взмыл «небесный грузовик», самолёт «ста профессий» транспортник Ил- 76. Это произошло 25 марта 1971 года, уникальная машина, созданная заместителем генерального конструктора Г. Новожиловым, по проекту, утверждённому легендарным конструктором С. Ильюшиным, которую так ждали военно-воздушные силы СССР, выполнила свой первый полёт и с тех пор навсегда заняла почётное место в транспортной авиации как в гражданской, так и в военной сфере применения.

Когда на заводе собрали первый опытный образец, перед конструкторами и инженерами встал вопрос – разбирать машину и перевозить её наземным транспортом на аэродром Жуковский или перелететь самим с Центрального аэродрома на Ходынке к месту испытаний. Дело в том, что к тому времени заводской аэродром находился в окружении многочисленных жилых кварталов – столица быстро строилась и разрасталась.

Чтобы перелететь практически из центра Москвы на аэродром ЛИИ им. Громова потребовалось разрешение министра авиапрома П.В. Дементьева. Ил-76 мог взлететь и при отказе одного двигателя, а посадить самолёт можно было и с двумя работающими двигателями, но рисковать понапрасну никому не хотелось, ведь вес машины был втрое больше обычных самолётов.

Лишь после тщательной отработки и проверке на земле всех систем и агрегатов нового воздушного судна, экипаж лётчика-испытателя Героя Советского Союза Эдуарда Кузнецова впервые оторвал от бетонной полосы Центрального аэродрома новый турбореактивный транспортник и через двадцать минут посадил машину в Жуковском.

Воздушный гигант летом 1971 года продемонстрировали на авиационном салоне в Париже, где он позиционировался как исключительно гражданский самолёт, поскольку четыре первых лётных прототипа не были оснащены средствами РЭБ и вооружения и не несли комплектного оборудования военного транспортника.

Но советское руководство знало, что эта машина предназначена для быстрой доставки войск и техники на театр боевых действий и десантирования грузов, боевых расчётов и вооружения. Для выполнения этих задач «воздушный богатырь» оснастили четырьмя турбореактивными двигателями Д-30КП, разработанными в Пермском КБ П. Соловьёва.

иЛ-76

Большой и просторный грузовой отсек «небесного грузовика» Ил-76МД-90А

Пришлось сконструировать специальную систему шасси, позволяющее выполнение взлёта и посадки с грунтовых полос. Разработана грузовая рампа, обеспечивающая наиболее рациональное использование внутреннего пространства грузовой кабины.

Коллектив КБ Ильюшина и специалисты ЦАГИ для Ил-76 совместно разработали крыло с мощной механизацией, показавшее для этого класса машин рекордные значения подъёмной силы. В аэродинамической лаборатории ЦАГИ была отработана оптимизация параметров крыла и выбрана идеальная компоновка оперения самолёта и гондол моторов.

Первый реактивный военно-транспортный самолёт Ил-76 до сих пор считается весьма надёжным образцом авиационной техники российских вооружённых сил. Эта машина была изготовлена большой серией и возникла необходимость в продлении ресурса всего парка Ил-76. Производственное авиационное объединение (ПАО) «Ил» взяло на себя обязанность по проведению этих работ, для чего в ЦАГИ создали специальный стенд для ресурсных испытаний конструкции этого самолёта.

Наиболее известная модификация Ил-76 – это машина с увеличенной дальностью и грузоподъёмностью Ил-76МД. Её более современная версия Ил-76МД-90А была выпущена в 2000-х годах, в которой конструкторы и инженеры внесли изменения в саму конструкцию самолёта, оснастили машину новым оборудованием, новейшими системами и двигателями. В этом варианте у самолёта создана более современная конструкция крыльев, принципиально отличающаяся от ранее созданного крыла, поскольку такие изменения требовались для установки новых двигателей ПС-90А.

Ил-78М-90А

На платформе Ил-76МД-90А создан новый топливозаправщик Ил-78М-90А

Одна из модификаций Ил-76МД-90А – это новый топливозаправщик Ил-78М-90А, который в настоящее время проходит лётные испытания. Такая перспективная машина будет основным топливным танкером для самолётов, оборудованных системами дозаправки в воздухе.

Серийное производство Ил-76 было налажено на ПАО им.Чкалова в Ташкенте, в настоящее время выпуск Ил-76МД-90А организован в Ульяновске на авиационном предприятии «Авиастар-СП».