История противостояния

Авиационные потери в сражении с противником, не имеющего средств противовоздушной обороны и поддержки авиацией, воспринимаются особенно болезненно. Так было, когда летом 2016 года был сбит в Сирии ударный вертолёт Ми-28 – машина устаревшая ещё в конце 80-х годов. Всё происходит, как всегда – за неверное решение о принятии на вооружение именно такого типа вертолёта расплатились своими жизнями совершенно другие люди. И самое ужасное в этом, что это решение принято на основании узковедомственных и по большому счёту шкурных интересов.


Как узковедомственные интересы перевесили государственные

Лет 40 назад главком ВВС П.С. Кутахов принял решение о разработке новой боевой винтокрылой машины, трезво рассудив, что дальнейшие модернизации Ми-24 являются бесперспективными. В то время КБ Миля имело мощное лобби в аппарате ЦК и обладало абсолютной монополией в строительстве вертолётов для армейской авиации и именно поэтому предпочло не особо надрываться, представив на конкурс машину ненамного лучшую, чем Ми-24, оставив на ней старое ракетное вооружение как с управляемым, так и с неуправляемым оружием. Так появился новый и ещё сырой вертолёт Ми-28, замена которым Ми-24 теряла всякий смысл.

Ми-28
Ми-28 — это всего лишь перекомпонованный Ми-24, у которого убрали отсек для десанта.

Камовское КБ разработало машину с соосными несущими винтами по всем характеристикам, превосходящую вертолёт Миля. Военных заказчиков впечатлила высокая эксплутационная пригодность машины, которая могла работать на полевых аэродромах по полмесяца и имела минимальное количество точек смазки, всего лишь три против, полагающихся пятидесяти на старых типах вертолётов.

Испытатели были восхищены способностью Ка-50 на большой скорости мгновенно разворачиваться на 180 градусов, встречая тем самым противника в лоб и ведя прицельный огонь из всех видов бортового оружия. Кроме Ка-50/52 такой тактический приём не может выполнять ни один вертолёт в мире. КБ Камова максимально защитили пилотов, сделав цельную броневую кабину, выдерживающую прямое попадание 23-мм снаряда.

Наконец, впервые в практике мирового вертолётостроения машину оборудовали катапультным креслом, позволяющим пилоту на любой скорости и высоте безопасно покидать машину. Сохраняя жизнестойкость вертолёта, инженеры продублировали все системы, отвечавшие за безопасность работы двигателя и пилотирования. Генеральный конструктор С. Михеев всё сделал для сохранения высококвалифицированных пилотов.

Согласно итогам конкурса было принято решение о дальнейших испытаниях и производства вертолёта Ка-50, а КБ Миля было предложено модернизировать Ми-24, используя новые технические заделы, разработанные для Ми-28. Это решение породило главную интригу, включавшую в себя борьбу не только за медали и ордена, полагавшиеся за создание новых машин, но в основном борьба шла за те многомиллионные средства, которые выделялись на производство и разработку новых образцов военной техники.

На защиту КБ Миля поднялись все чиновники, имеющие связь с верхушкой аппарата ЦК КПСС, ведь, по сути, их отодвигали от такой большой «кормушки». Этим людям кстати пришлась смерть в 1984 году главкома ВВС П.С Кутахова и они тут же с пеной у рта принялись доказывать необъективность состоявшегося тендера.

кА-50
Ка-50 «Чёрная акула» практически по всем характеристикам превосходит Ми-28Н

Новое командование ВВС не решилось идти на прямой конфликт и оставив итоги конкурса в силе, провело сравнительные испытания обоих машин, в которых Ка-50 снова подтвердил свои лучшие характеристики. Недолго думая, руководители МВЗ состряпали кляузу на имя министра обороны и в центральный комитет партии, попутно дискредитируя и очерняя новую машину конкурентов.

Начались новые комиссии, заседания и даже на партсобраниях принялись обсуждать достоинства и недостатки новых изделий.

Когда в очередной раз решение НИИ было принято в пользу камовского вертолёта, несмотря на все усилия милевских лоббирующих чиновников – было уже поздно, великая страна рассыпалась и потуги лоббистов фирмы Миля перекрыли поступление в войска превосходного боевого вертолёта Ка-50.

Основные преимущества Ка-50

Чтобы понять какая прекрасная боевая ударная машина могла стоять на вооружении российской армии вместо перекомпонованного Ми-24, получившего название «Ночной охотник» просто внимательно вглядитесь в его характерные особенности:

  1. Поразительная маневренность – когда многотонный «Аллигатор» кружит в воздухе словно танцуя, невольно залюбуешься с какой грациозностью и лёгкостью он это выполняет.
  2. В ходе реальных боевых действий в Чечне, российскими лётчиками-испытателями установлено, что Ка-50 с полной боевой нагрузкой свободно висит на 4 тысячах метров, а Ми-28Н вместо заявленных 3600 метров, не потянет и на высоте 2600.
  3. Боевая воронка – это присущий только Ка-50 способ выполнять перемещение в боковой плоскости по окружности носом вниз, одновременно держа на прицеле объект и уклоняясь от средств ПВО.
  4. Камовская машина уверенно разгоняется до скорости 390 км/час.
  5. Отличительная способность «Чёрной акулы» моментально развернуться в лоб преследующему противнику на высокой скорости – способ недоступный для Ми-28Н.
  6. Статистический потолок – это когда машина способна зависать на определённой высоте без влияния воздушной подушки, у Ка-50 с двигателями ВК-2500 он составляет 4300 метров.
  7. У машины Камова есть то, чего в ближайшем будущем не предвидится на «Ночном охотнике» – катапультные кресла, система, впервые применяющаяся для спасения пилота на винтокрылых машинах.

«Чёрная акула» – боевой ударный вертолёт, который привёл в восхищение нашего президента и В.В. Путин заверил по радио всю Россию, что такая, несомненно, удачная боевая машина будет отправлена для проверки в боевых действиях против чеченских боевиков. Сказал и забыл, в результате армейским лётчикам-испытателям пришлось добираться до Чечни самостоятельно на свой страх и риск.

Ка-52
Ка-52 «Аллигатор» логическое продолжение Ка-50, но уже с двумя пилотами.

В отличие от них «Ночной охотник» был послан на театр боевых действий в Сирию по распоряжению командования, где зарекомендовал себя неважно. Были потеряны три машины – один Ми-24 и два Ми-28Н, причём не в боевых действиях, при этом погибли четыре высококлассных пилота.

Заключение

Возникает лишь один вопрос – почему не выполняется указ президента об оснащении наших ВКС высокотехнологичным оружием. Казалось, всем стало понятно, что после катастроф с Ми-28, которые произошли на авиашоу, нужно срочно восстанавливать серийное производство Ка-50 и Ка-52 , а вместо этого замминистра Ю. Борисов утверждает контракт на выпуск 100 единиц Ми-28НМ практически ничем не отличающимся по характеристикам от «Ночного охотника». По всей видимости, опять верх взяли «эффективные» менеджеры.

 

 

 

 

The following two tabs change content below.
Vladimir

Владимир Акимов

Информация об авторе
comments powered by HyperComments