… и истошный крик бортмеханика – командир бросай его к чёртовой матери, падаем…

Произошло это в 1986 году, когда начались работы по освоению Харасавейского месторождения. Ми-8Т перелетел специально в Лабытнанги, чтобы оттуда перевезти на внешней подвеске вагончик на площадку в тундре. Полёт был показательный, командир предупредил, что будет снимать телевидение.
Топлива взяли в обрез, на полёт туда и обратно. По команде бортмеханика цепляем вагончик и пытаемся выполнить контрольное висение с грузом, но его никак не можем оторвать от земли. Грузоотправитель заявил, что весу в нём 3 тонны, а это под силу нашему Ми-8. Догадались, что причина в глинистой почве и раскачкой отрываем один край, потом другой.
Двигатели ревут на взлётном режиме, но северные воздушные волки не ударили в грязь лицом и взлетели. Обороты винта падают, но вертолёт упрямо, высоко задрав нос, тащит груз и постепенно набирает высоту. Взлёт был ужасен.
С несколькими касаниями земли и последующим преодолением ЛЭП, трудяга Ми-8 над руслом Оби наскрёб несколько метров, а надо лететь в горы Полярного Урала и мы с трудом по несколько метров, проходами над рекой по кругу набрали высоту полтора километра.
Через три четверти часа подлетели к точке, надо бы сделать контрольный заход, как гласит инструкция, но лишь сбросив газ, поняли, что высоты уже мы не наберём. Плюнув на контрольный заход, пытаемся опустить вагончик и не задеть геологов, выбежавших поглазеть на доставку долгожданного вагончика.
Высота падает вместе с оборотами несущего винта, а шаг-газ на взлётном. Высота 200, 100, 50 обороты уже 87 и истошный крик бортмеханика – командир бросай его к чёртовой матери, падаем…

Вагончик гоелогов
Бытовой вагончик геологов

С 45 метров отцепленный вагончик летит вниз, наматывает тросы и оставляя просеку, разгоняет испуганных геологов, шлёпается смачно на землю. Всё, уфф – бомбометание состоялось. Вертолёт, сбросив аварийно груз, получил мощный пинок и вознесся ввысь, откуда было видно, как министр гражданской авиации Бугаев отнимает у нас пилотские свидетельства.
Сели на площадку, выкурив полпачки сигарет за минуту, пошли к вагончику. Смотрим. Он весь набит чугунными печками-буржуйками, запасом продовольствия на год и дровами. Правильно, чего ж возить пустой вагончик.
Обратный полёт происходил в полной тишине и не спрашивайте, как у второго пилота в 22 года появилась седина.

comments powered by HyperComments