Катапультная система К-36Д опять спасла жизнь наших пилотов

Жарким июльским днём российские лётчики-испытатели Сергей Тресвятский и Александр Бесчастнов впервые должны были продемонстрировать на авиашоу в Фейфорде групповой пилотаж на МиГ-29. Этот, казалось бы, обычный полёт завершился страшно и неожиданно – один самолёт левой консолью словно отрезал носовую часть вместе с кабиной пилота у другой машины. Самое удивительное – лётчики остались живы, серьёзных травм не было

База английских ВВС в Фейфорде весьма популярна среди любителей авиации – это своеобразная Мекка для энтузиастов, собирающихся полюбоваться новейшими боевыми самолётами. При хорошей погоде показательные полёты продолжаются около восьми часов, на которых лучшие пилоты мира показывают своё мастерство в выполнении одиночного и группового пилотажа.

Лётчики-испытатели из России дебютировали 24 июля 1993 года на шоу International Air Tattoo с показом группового пилотажа в тесном строю пары. Яркоокрашенные МиГ-29 взлетели на форсажном режиме, с рёвом оторвались от ВПП и почти сразу приступили к выполнению пилотажного комплекса. Фигуры машины показывали на форсаже и с большими перегрузками.

Подошла очередь выполнения петли, истребитель ведомого А. Бесчастнова немного отставал и, чтобы догнать ведущего С. Тресвятского, ведомый увеличил скорость, но рассчитал неверно маневр и левая его плоскость разрубила переднюю часть корпуса самолёта, пилотируемого ведущим, сразу за кабиной пилота, оставив висеть носовую часть фюзеляжа буквально на волоске.

столкновение
Момент столкновения российских МиГ-29 на авиашоу в Фейфорде

На разрушенной консоли самолёта ведомого, продолжавшего по инерции лететь вверх, повредило топливопровод и из него потянулся шлейф горючего, а машина Тресвятского потеряла управление и перешла в плоский штопор. Обломки, вылетевшие при столкновении машин, засосало в воздухозаборники двигателей, остальные пробили баки с топливом самолёта ведущего, машина загорелась. На хлынувшее топливо из крыла ведомого перекинулось пламя и его МиГ-29 также вспыхнул.

Потерявший левую консоль Бесчастнов, катапультировался сразу, а Тресвятский пытался восстановить управление, не совсем осознавая насколько повреждён его самолёт, но всё же сумел перед катапультированием выровнять машину и это помогло благополучно покинуть самолёт.

Обоим лётчикам пришлось катапультироваться на весьма малой высоте, но они избежали серьёзных повреждений, благодаря эффективности и надёжности креслаК-36Д конструкции Г.И. Северина. Российское средство спасения более тяжёлое, чем английское кресло Mk-10, но ракетные двигатели его гораздо мощнее и позволяют поднять его на высоту, обеспечивающую полное наполнение купола парашюта. Подобные системы спасения, имеющиеся на западе, уступают по ряду параметров российским изделиям аналогичного назначения.

Российское катапультируемое кресло К-36Д в подобной ситуации спасло жизнь лётчику-испытателю А.Н. Квочуру в 1989 году на авиашоу в Ле-Бурже, где он также катапультировался из МиГ-29 на предельно малой высоте из-за неисправности двигателя.

Аэродром авиабазы в Фейфорде был полон людей, но ни один зритель не пострадал при падении машин, хотя обломки МиГ-29 Бесчастнова нанесли повреждения рулю высоты самолёта С-130Н ВВС Бельгии и помяли крыло самолёта G222 ВВС Италии. Поисково-спасательная команда почти моментально прибыла на место аварии, поскольку одна машина упала прямо на лётное поле аэродрома – другая на удалении 1.6 к от Фейфорда. Спасатели быстро справились с пламенем и пожар был потушен.

Тресвятский
Лётчик-испытатель Тресвятский закурил после опасного катапультирования с предельно-малой высоты на авиашоу в Фейфорде

Весь мир видел любительскую съёмку, на которой после опасного катапультирования с предельно малой высоты, прямо на бетонке стоит только что приземлившийся Тресвятский и закуривает сигарету. О такой рекламе и не мечтало конструкторское бюро, руководимое академиком Г.И. Севериным, в котором создаются такие превосходные средства спасения.

 

comments powered by HyperComments