Катастрофа должна была случиться

Эксперты утверждают, что на самом деле авиакатастрофы происходят чрезвычайно редко и самолёт является единственным самым безопасным средством доставки пассажиров и груза из всех видов транспорта, когда-либо созданных человеком. Однако, если такое случается это привлекает всеобщее внимание, так как сопровождается гибелью людей и сильными разрушениями.

Хроника событий

Самолёт Ту-154 вылетел из аэропорта Краснодара около полуночи и взял курс на Омск, где должен был совершить промежуточную посадку по пути в Новосибирск. Лайнер СССР- 85243 имел на борту 170 пассажиров и штатный экипаж из четырёх пилотов и девяти бортпроводниц. Полёт проходил спокойно, погода была пасмурная и облачная, но в пункте посадки соответствовала минимуму командира экипажа.

При подходе к аэропорту Омск, командир вышел на связь с диспетчером посадки и доложил ему о входе в глиссаду и о готовности к посадке. Ответа не последовало и лишь спустя какое-то время было дано разрешение на посадку. Ту-154 прошёл контрольные точки (дальний и ближний радиомаяки) на установленной высоте и с соответствующей скоростью.

Снизившись до высоты 100 метров, лайнер вышел из облаков и включил посадочные фары, однако, создавшийся световой экран от моросящих осадков значительно ухудшал видимость световых ориентиров и командир приказал выключить фары. После доклада штурмана, что он видит огни подхода, командир на высоте принятия решения сказал экипажу – «садимся» и включил фары.

Сразу после прохода БПРМ командир заметил на полосе очертания каких-то предметов и сказал второму пилоту, который ответил: «Что-то отсвечивает, бери немного левее, нормально, нормально…». Самолёт коснулся посадочной полосы и в это время свет посадочных фар выхватил из темноты автомашину, командир пытался развернуть лайнер вправо, но было уже поздно, малое расстояние до препятствия и большая скорость не дали этого сделать.

Ровно в 05 : 39 Ту-154 столкнулся с двумя снегоуборочными машинами с установленными на них реактивными двигателями и ёмкостями, вмещающими по 7.5 тонн авиационного керосина. От удара при столкновении самолёт развернулся влево, переломился и взорвался, передняя часть загорелась и пламя охватило весь планер. Изуродованный лайнер остановился только в 1400 метрах от начала ВПП и 95 метрах напротив здания аэровокзала.

Катастрофа

Всё что осталось от ТУ-154, столкнувшегося с машинами, сушившими воду на ВПП.

Всё произошло настолько стремительно, что не удалось никого эвакуировать. В огненном аду погибли 169 пассажиров, пять бортпроводниц и четыре работника наземных служб. Чудом остались живы пилоты и один пассажир. Надо отдать должное мужеству лётчиков, они несмотря на полыхающее пламя пытались открыть салон, но намертво заклинившая дверь сделала эти попытки бесполезными.

Действия наземных служб

Ночью 11 октября 1984 года руководитель полётов службы управления полётами аэропорта Омск опоздал на инструктаж, а мастер аэродромной службы, вообще, это мероприятие проигнорировал. Похоже, такое поведение здесь было в порядке вещей, к тому же диспетчер вспомогательного старта взял отгул и руководителю посадки предстояло следить за взлётно-посадочной полосой в одиночестве.

Мастер аэродромной службы решил воспользоваться «окном» в рейсовых полётах и очистить бетонку от дождевой воды, он запросил выезд на полосу и машины, запустив реактивные двигатели, принялись сушить взлётно-посадочную полосу. Как позже выяснилось, руководителя полётов об этом не предупредили и мастер на УАЗике не спеша принялся направлять машины, подготавливая полосу к очередному прилёту, не имея понятия, что через 20 минут будет садиться борт из Краснодара.

Машины прошли неторопливо в один конец полосы, затем развернувшись, покатили обратно, сопровождаемые рёвом реактивных движков, сушивших воду. Водители не знали, что жить им осталось считаные минуты. Самолёт появился неожиданно, догнал УАЗик мастера аэродромной службы и от удара тот вылетел далеко в сторону, лайнер сгрёб снегоуборочные машины и потащил их по полосе.

Ёмкости с горючим, установленные на тягачах стали взрываться и вся эта сцепка из самолёта и машин скрылась в ревущем пламени. Тотчас прибывшие пожарники, не щадя себя, принялись за тушение этого адского поезда, но от их рвения мало чего зависело. Пятнадцать человек, вытащенных из самолёта умерли от полученных ожогов, остался в живых из пассажиров лишь один.

Заключение

Очевидно, что если не моросящий дождь и плохая видимость, пилоты бы могли уйти на второй круг и не допустить столкновения, но низкая дисциплина работников служб обеспечения полётов аэродрома Омск и выпуск на лётное поле машин, необорудованных проблесковыми маячками и без средств прослушивания радиообмена с РП всё равно когда-нибудь привело к подобной трагедии.