Высокая скорость, сравнимая с самолётами является основным преимуществом этого летательного аппарата, кстати, именуемого по морской классификации судном.

 

Впервые после инцидента с экранопланом «Волга-2», случившимся в 2004 году, российская компания «Радар ММС» возвращается к разработке многоцелевых машин этого типа с большой областью применения – от пассажирских и грузовых перевозок до ведения разведки.

Что же случилось в том далёком году, из-за чего в России прекратились разработки этих летательных аппаратов? Это произошло в Нижнем Новгороде летом, тогда столкнулись быстроходное судно на подводных крыльях и 8-местный экраноплан «Волга-2». Летательный аппарат получил значительные разрушения, но ещё держался на воде, при этом погиб один человек, а столкнувшееся судно благополучно дошло до берега и пассажиры остались все живы.

Официально причина крушения не была озвучена, по неофициальным данным, уставший капитан «Волги» после многочисленных прогулочных рейсов, решил скорее вернуться на базу и набрав большую скорость, столкнулся с быстроходным судном в акватории Нижнего Новгорода. Этот случай на целых тринадцать лет прервал эксплуатацию «Волги» и сделал невозможным создание экранопланов.

Такое происшествие заставило сделать несколько выводов:

  • Экранопланы нельзя эксплуатировать в местах с оживлённым судоходным движением.
  • Лица, допущенные к управлению экранопланов, должны проходить специальную подготовку с повышенными требованиями.
  • Размеры таких аппаратов должны быть более крупными, чтобы обеспечить большую устойчивость и невозможность переворачивания.

Так что же такое экраноплан? Это летательный аппарат, использующий для движения экран из воздушного потока между аппаратом и поверхностью воды или другой ровной местностью, создающийся при полёте на скорости и высоте не более 1-3 метров. Скорость при этом достигается 450 км/час и выше.

Высокая скорость, сравнимая с самолётами является основным преимуществом этого летательного аппарата, кстати, именуемого по морской классификации судном. Экранолёты отличаются не только высокой скоростью, но и способностью в случае аварии садиться на воду и держаться на плаву неограниченное время.

Экранопланы незаменимы для перевозок грузов и людей морскими маршрутами и над тундрой, где нет сопок, при этом они способны взять груза больше, чем самолёт и эти аппараты более экономичны, чему способствует воздушная подушка, удерживающая экраноплан в воздухе.

Свою нишу они займут при спасательных операциях на морских просторах, где вовремя сумеют оказать помощь подводной лодке или кораблю, терпящему бедствие. Экраноплан поспеет на помощь гораздо раньше любого спасательного судна и сможет совершить посадку в непосредственной близости от аварийного судна.

При использовании в военной сфере экраноплан способен нанести неожиданный ракетный удар или высадить десант в месте, в которое корабли не могут его быстро доставить. Таким образом, у этого летательного аппарата есть свои специфические ниши применения.

Начиная с 50-х годов проектированием и разработкой экранопланов занималось ЦКБ Алексеева, в советское время им для военных были созданы и переданы в ВМФ два типа судов – десантный «Орлёнок» и ударно-ракетный «Лунь» («Каспийский монстр»).

orlenok11
Десантный экраноплан «Орлёнок2

После перестройки, во время разрухи 90-х эксплуатация аппаратов прекратилась по непонятным причинам, также было прервано в эти годы строительство экраноплана «Спасатель» и до сих пор Минобороны не проявляет к ним никакого интереса.

Каспийский монстр
В Советском Союзе разрабатывался экраноплан, получивший название «Каспийский монстр»

Но, как бы о ни было, в настоящее время ЦКБ Алексеева по согласованию с правительством приступило к разработке такого гражданского летательного аппарата. Этот проект назвали «Чайка-2» и он будет, несомненно, востребован в северных и восточных регионах страны, где люди остро нуждаются в скоростных перевозках пассажиров и груза.

Чтобы история, происшедшая с «Волгой-2» не повторилась, необходимо при соответствующем финансовом обеспечении произвести ряд доработок и серьёзных испытаний экраноплана, а также заняться подготовкой высококлассных специалистов для управления экранопланом.

«Чайка-2» будет не таким маленьким аппаратом, как «Волга-2» и не особенно большим, он будет пригоден к эксплуатации при волнении моря в 1.5 метра.

Заявленные тактико-технические данные «Чаика-2» будут следующими:

  1. Пассажирских мест – до 100 чел.
  2. Количество членов экипажа – 4 чел.
  3. Крейсерская скорость – 350 км/час.
  4. Коммерческая нагрузка – 9 тонн.
  5. Мореходность – 1.5 метра.
  6. Дальность в режиме экраноплана – 5 тыс.км, в режиме самолёта – 1500 км.

Новому экраноплану будет не страшно сильное волнение моря, конструкторы наделят его умением отрываться от экрана и продолжать полёт в режиме обычного самолёта. Предусмотрено базирование экраноплана как на воде, так и на аэродромах второго класса. Аппарат будет иметь возможность выхода на сушу при уклоне побережья не более пяти градусов. Очень надеемся, что такая сложная задача будет по плечу ЦКБ Алексеева.

comments powered by HyperComments