Летящие над волнами

Высокая скорость, сравнимая с самолётами является основным преимуществом этого летательного аппарата, кстати, именуемого по морской классификации судном.

 

Впервые после инцидента с экранопланом «Волга-2», случившимся в 2004 году, российская компания «Радар ММС» возвращается к разработке многоцелевых машин этого типа с большой областью применения – от пассажирских и грузовых перевозок до ведения разведки.

Что же случилось в том далёком году, из-за чего в России прекратились разработки этих летательных аппаратов? Это произошло в Нижнем Новгороде летом, тогда столкнулись быстроходное судно на подводных крыльях и 8-местный экраноплан «Волга-2». Летательный аппарат получил значительные разрушения, но ещё держался на воде, при этом погиб один человек, а столкнувшееся судно благополучно дошло до берега и пассажиры остались все живы.

Официально причина крушения не была озвучена, по неофициальным данным, уставший капитан «Волги» после многочисленных прогулочных рейсов, решил скорее вернуться на базу и набрав большую скорость, столкнулся с быстроходным судном в акватории Нижнего Новгорода. Этот случай на целых тринадцать лет прервал эксплуатацию «Волги» и сделал невозможным создание экранопланов.

Такое происшествие заставило сделать несколько выводов:

  • Экранопланы нельзя эксплуатировать в местах с оживлённым судоходным движением.
  • Лица, допущенные к управлению экранопланов, должны проходить специальную подготовку с повышенными требованиями.
  • Размеры таких аппаратов должны быть более крупными, чтобы обеспечить большую устойчивость и невозможность переворачивания.

Так что же такое экраноплан? Это летательный аппарат, использующий для движения экран из воздушного потока между аппаратом и поверхностью воды или другой ровной местностью, создающийся при полёте на скорости и высоте не более 1-3 метров. Скорость при этом достигается 450 км/час и выше.

Высокая скорость, сравнимая с самолётами является основным преимуществом этого летательного аппарата, кстати, именуемого по морской классификации судном. Экранолёты отличаются не только высокой скоростью, но и способностью в случае аварии садиться на воду и держаться на плаву неограниченное время.

Экранопланы незаменимы для перевозок грузов и людей морскими маршрутами и над тундрой, где нет сопок, при этом они способны взять груза больше, чем самолёт и эти аппараты более экономичны, чему способствует воздушная подушка, удерживающая экраноплан в воздухе.

Свою нишу они займут при спасательных операциях на морских просторах, где вовремя сумеют оказать помощь подводной лодке или кораблю, терпящему бедствие. Экраноплан поспеет на помощь гораздо раньше любого спасательного судна и сможет совершить посадку в непосредственной близости от аварийного судна.

При использовании в военной сфере экраноплан способен нанести неожиданный ракетный удар или высадить десант в месте, в которое корабли не могут его быстро доставить. Таким образом, у этого летательного аппарата есть свои специфические ниши применения.

Начиная с 50-х годов проектированием и разработкой экранопланов занималось ЦКБ Алексеева, в советское время им для военных были созданы и переданы в ВМФ два типа судов – десантный «Орлёнок» и ударно-ракетный «Лунь» («Каспийский монстр»).

orlenok11

Десантный экраноплан «Орлёнок2

После перестройки, во время разрухи 90-х эксплуатация аппаратов прекратилась по непонятным причинам, также было прервано в эти годы строительство экраноплана «Спасатель» и до сих пор Минобороны не проявляет к ним никакого интереса.

Каспийский монстр

В Советском Союзе разрабатывался экраноплан, получивший название «Каспийский монстр»

Но, как бы о ни было, в настоящее время ЦКБ Алексеева по согласованию с правительством приступило к разработке такого гражданского летательного аппарата. Этот проект назвали «Чайка-2» и он будет, несомненно, востребован в северных и восточных регионах страны, где люди остро нуждаются в скоростных перевозках пассажиров и груза.

Чтобы история, происшедшая с «Волгой-2» не повторилась, необходимо при соответствующем финансовом обеспечении произвести ряд доработок и серьёзных испытаний экраноплана, а также заняться подготовкой высококлассных специалистов для управления экранопланом.

«Чайка-2» будет не таким маленьким аппаратом, как «Волга-2» и не особенно большим, он будет пригоден к эксплуатации при волнении моря в 1.5 метра.

Заявленные тактико-технические данные «Чаика-2» будут следующими:

  1. Пассажирских мест – до 100 чел.
  2. Количество членов экипажа – 4 чел.
  3. Крейсерская скорость – 350 км/час.
  4. Коммерческая нагрузка – 9 тонн.
  5. Мореходность – 1.5 метра.
  6. Дальность в режиме экраноплана – 5 тыс.км, в режиме самолёта – 1500 км.

Новому экраноплану будет не страшно сильное волнение моря, конструкторы наделят его умением отрываться от экрана и продолжать полёт в режиме обычного самолёта. Предусмотрено базирование экраноплана как на воде, так и на аэродромах второго класса. Аппарат будет иметь возможность выхода на сушу при уклоне побережья не более пяти градусов. Очень надеемся, что такая сложная задача будет по плечу ЦКБ Алексеева.