Ми-38 — достойный наследник легендарной «восьмёрки»

Творение нашего знаменитого конструктора Н.В. Миля многоцелевой средний вертолёт Ми-8 поднялся впервые в воздух в 1961 году, но до сих пор его новейшие модификации охотно закупаются более чем в ста странах мира, а это половина государств нашей планеты. Время же неумолимо движется вперёд и встаёт вопрос о замене легендарной машины. Об этом задумывались ещё давно, в 1981 году, но дальнейшие события в нашей стране позволили лишь в 2015 году получить сертификат, открывающий дорогу в небо новой «рабочей лошадке»отечественного вертолётостроения вертолёту Ми-38.

Особенности конструкции Ми-38

Секрет успеха Ми-8 заключался в удачном выборе проекта, который создавался с далеко идущими перспективами роста и будущими задачами для машины среднего класса. Ведь первая версия вертолёта была с одним двигателем, но это вряд ли впечатлило заказчика и конструкторы вовремя опомнились и создали двухдвигательный вариант.

Ми-8

Ми-8 до сих пор востребован многими странами мира .

Результат был уникальный, машина получила отличную грузоподъёмность и пассажировместимость и более чем достаточный внутренний объём в отличие от зарубежных аналогов.

Средний вертолёт Ми-38 это не простое копирование в несколько большем масштабе милевской «восьмёрки», а совершенно новая машина, созданная по всем правилам новейших требований мирового масштаба. Вертолёт получил большие иллюминаторы, используемые в качестве запасных выходов, топливная система создана с повышенной пожаробезопасностью, конструкция шасси оснащена энергопоглощающими амортизационными стойками, гасящими ударные нагрузки, возникающими при падении с 15-метровой высоты.

Ми-38

Ми-38 не просто копия Ми-8 в масштабе 1:25, а совершенно новая машина с высокими возможностями.

Комфортность полёта в пассажирском салоне обеспечивают двигатели, расположенные перед главным редуктором, что вкупе с эластомерными подшипниками во втулке винта и новой трансмиссией позволяют минимизировать вибрационные и шумовые воздействия. Пассажировместимость Ми-38 составляет 30 человек, причём кресла имеют шаг 75 см, внутренний объём позволяет разместить на вертолёте не только удобный туалет, но и небольшой буфет.

Салон Ми-38

В пассажирском салоне Ми-38 нет такой вибрации и шума, как в Ми-8, в нём просторно и удобно.

На внешней подвеске Ми-38 свободно поднимает и тащит 6 тонн груза, а грузоподъёмность машины позволяет разместить 5 тонн внутри вертолёта. Так уж получилось, что на мировом рынке вертолётов среднего класса с двумя двигателями, с нашим российским вертолётом способна конкурировать только французская машина Airbus Helicopters H225.

Н225

Конкурировать с Ми-38 способен только французский вертолёт H225, но по внутреннему объёму он значительно уступает российской машине.

Этот французский вертолёт имеет отличную грузоподъёмность 5.5 тонны, но внутреннее пространство его грузовой кабины равно лишь 15 м3 и это военно-транспортная версия, а у отечественного Ми-38 объём грузового отсека достигает 29.5 м3 и конкуренцию ему может составить лишь тот же Ми-8.

Современный двигатель ТВ7-117В

Ми-38 обладает теми же возможностями, которые достигают западные машины, только при наличии трёхдвигательной системы. После отказа западных партнёров от установки на Ми-38 американо-канадских моторов компании Pratt Whitney PW127TS, в ОКБ им. Климова была разработана версия турбовального двигателя ТВ7-117В для вертолётов, который в самолётном варианте ТВ7-117 предназначался для Ил-114 и имел мощность 2500 л.с.

Особенность такого двигателя состоит в том, что в режиме чрезвычайной мощности он развивает 3750 л.с, что позволяет продолжить взлёт на одном моторе в случае отказа другого. На машинах западной разработки получить такой резерв мощности возможно при системе, имеющей лишь три двигателя.

ТВ7-117В для работы в странах с жарким климатом и в условиях пустынь получил систему охлаждения лопаток турбины, надёжно защищённую от проникновения пыли устройствами нового поколения. Новому турбовальному двигателю ещё предстоит длинный путь совершенствования и доводки всех параметров к нужным величинам, но уже сейчас по экономичности он превосходит двигатель «восьмёрки» ТВ3-117 потребление топлива для ТВ7-117В находится на уровне 0.2 кг, а мотор Ми-8 потребляет 0.23 кг и это уровень современных машин.

Более тяжёлый по сравнению с «восьмёркой», Ми-38 легко развивает максимальную скорость 320 км/час и на крейсерском режиме поддерживает 290 км/час. Самая быстрая из аналогичных западных машин AW 101, имеющая три двигателя развивает максимальную скорость 309 км/час, а её крейсерская скорость достигает всего лишь 278 км/час. Другие сопоставимые по этим параметрам машины западных конкурентов значительно проигрывают Ми-38.

Для эксплуатации машины в горной местности, в частности для Индии, существенное значение имеет практический потолок. В отличие от Ми-8 (потолок 6 тыс. м) у Ми-38 этот параметр составляет пока 5900 метров, но поскольку новая машина с двигателями ТВ7-117В впервые поднялась в воздух лишь поздней осенью 2013 года, со временем возможности вертолёта только вырастут.

Другие преимущества Ми-38

Установка новых несущих винтов, с лопастями, выполненных с уникальным профилем и полностью из композитов, позволило достигнуть более высоких скоростей и значительно снизить уровень вибрации и шума.

Отличная аэродинамика и компоновка Ми-38, конструктивное весовое совершенство и повышенный уровень экономичности двигателей обеспечило достижение максимальной перегоночной дальности 1200 км. Западные конкуренты, вертолёты подобного класса AW101 и H225 достигли всего лишь дальности 1129 и 1135 км соответственно.

Зарубежных заказчиков весьма интересует цена эксплуатации вертолёта. Если для Ми-8 и для таких же машин иностранного производства нужен экипаж из двух человек, то Ми-38 управлять может только один пилот и в этом ему помогает интегрированная диагностическая система, «стеклянная» кабина российского производства и новая система навигации.

Выполнять ремонт мотора ТВ7-117В можно в полевых условиях, поскольку он изготовлен по модульному принципу, простой заменой отказавших блоков на исправные. Лопасти несущего винта Ми-38 выполнены из стеклопластика и не подлежат замене в течение всего срока эксплуатации.

Хранить вертолёт можно на открытой площадке или аэродроме, машина не требует ангарного хранения. Современная система противообледенения изготовлена достаточно мощной и позволяет выполнять полёты при температуре наружного воздуха до минус 50 градусов. Двигатели и машина обеспечивают эксплуатацию и на верхних пределах температуры до +600 С.

Остаётся привлекательной и цена нового турбовального вертолёта Ми-38, создатели обязуются её удержать в пределах 17 млн долларов, что для заказчиков является довольно выгодным предложением, особенно по сравнению с машинами западных производителей, стоимость которых от 20 млн долларов и выше.

Заключение

Очевидно, что Ми-38 займёт достойное место на мировом рынке, поскольку нет другой машины, имеющей такие предельно высокие технические характеристики для этого класса вертолётов. Но для подтверждения безотказности и достоинств нового вертолёта предстоит большая работа по расширению эксплуатационных условий, сертификат выдан пока только на грузовые перевозки. Но в будущем успехе можно не сомневаться, аналогичной техники пока в мире не создано.