Миль хорошо, но Камов лучше

Почему российские чиновники от авиации не видят или не желают понимать очевидных вещей, складывается впечатление, что они делают протекцию одним и тем же машинам, вопреки желанию эксплуатантов и пилотов. Всем давно ясно, что камовские соосные вертолёты гораздо лучше и безопаснее, более практичнее и использование их в арктических условиях, несомненно выгоднее, чем «городить огород» с Ми-171А2.

Вертолёты КБ Камова лучше европейских

В Приморском крае для нужд санитарной авиации приобрели в Европе два вертолёта H125 компании Airbus Helicopters, а между тем Индия заключила контракт на покупку в России вертолётов Ка-226 в количестве 200 единиц, которые выиграли Международный конкурс у тех же Н125.

Ка-226

Индия закупила у России 200 штук многоцелевых Ка-226

Чиновники, видимо не знали, что у камовцев ещё в 90-е годы был соосный вертолёт Ка-115 с одним двигателем, где могли разместиться врач и медсестра, вместо одного сопровождающего —  эта машина была не только вместительнее, но и более безопаснее, чем европейский Н125.

Ка-115

Ещё в 90-е годы КБ Камова создало сооссный вертолёт с одним двигателем Ка-115

Местные руководители, наверное, решили использовать эту европейскую игрушку для полётов на дачу, видимо, их не просветили, что вертолёт с хвостовым винтом опасен не только на земле, но и отказ в воздухе – это практически катастрофа, при этой схеме на привод хвостового винта отбирается полезная мощность, которая ещё и уходит на тяжеленную хвостовую балку, кроме того, на таком вертолёте нельзя летать хвостом вперёд.

Н125

Такую игрушку — европейский вертолёт H125 местные власти Приморья решили использовать как санитарный.

Сравнивая технические характеристики Ми-8МТВ и Ка-32, можно заметить, что камовский вертолёт почти на полторы тонны меньше по весу и крейсерская скорость у него выше на 10 км/час, но берёт он всего 13 пассажиров, против 24 на Ми-8МТВ, поскольку объём его салона меньше, чем у милевской машины.

Дело в том, что Ка-32 – это модификация советского морского вертолёта Ка-27 и КБ Камова разработало проект Ка-32-10, у которого объём пассажирской кабины сравним с внутренним объёмом вертолёта Ми-8, он оснащён серийными несущими винтами и главным редуктором от серийного Ка-32 и по стоимости производства оценивается дешевле, чем современный Ми-8.

Но наших менеджеров от авиации не устраивает такой расклад, ибо с камовских машин много «бабок не настругаешь» и проект Ка-32-10АГ отложили, наладив серийный выпуск Ми-171А2.

Ми-171А2

К работе в Арктике пытаются приспособить Ми-171А2

На этот вертолёт установили движки ВК-2500 и он в результате уступает камовской машине по скоростным характеристикам, по загрузке, по безопасности, а на внешней подвеске Ка-32-10АГ несёт груза на тонну больше, но арктические караваны будет сопровождать Ми- 171А2.

О выгоде для государства «эффективные менеджеры» меньше всего беспокоятся, свой карман ближе, но для дела, проверенный в реальных арктических условиях Ка-32 с несущими соосными винтами принесёт больше пользы, чем только что выпеченный и сырой Ми-171А2.

Ка-32 знают все полярники

Бывалые полярники рассказывают, что только Ка-32 был способен за полтора дня разгрузить и переместить груз с корабля типа «Саша Бородулин» на полярную станцию острова Медвежий, причём в сложных метеоусловиях практически в туман. А эти суровые люди знают, что такая операция занимает обычно уйму времени, судно не может подойти к берегу из-за отсутствия причала и если нет винтокрылой машины всё приходится перетаскивать вручную, по пояс в холодной воде.

Ка-32

Крепыш Ка-32 пришёлся по вкусу полярникам и пилотам.

Вертолёт таскал контейнеры с грузом один за другим и опускал вблизи домика станции, подальше от воды, за черту максимального прилива. Ка-32 специально испытан для такой работы с кораблей и моряки с полярниками высоко ценят эту машину. А признание у пилотов этот вертолёт заслужил за его мощные двигатели и за компьютерное навигационно-пилотажное оборудование, с помощью которого, несмотря на отсутствие приводных радиостанций можно летать над океанскими просторами Арктики в любое время суток и в любую погоду.

Заключение

Видно не скоро в России будут обращать внимание и прислушиваться к мнению лётного состава и людей, обслуживающих технику, а не давать всё на откуп чиновникам, радеющим лишь о собственном кармане. Но, думается такие времена скоро настанут и тогда станет ясно, что Ка-32 – это находка для районов Крайнего Севера, поскольку применение его для нужд обслуживания Северного морского пути государству экономически выгодно.