Мужество и хладнокровие — отличительная черта российских пилотов

Высокий уровень лётных происшествий отличительная черта крупных авиасалонов. Лётчики на таких авиашоу желают показать возможности своих машин на предельных режимах и малых высотах, где любой отказ или ошибка в пилотировании может стоить пилоту жизни. Лётчик стремится выжать из машины всё возможное, иногда переходя грань разумного и на это его толкает сама атмосфера показа, царящая на таких салонах

Несколько слов об МиГ-29

МиГ-29 перед отправкой на авиасалон в Ле-Бурже прошёл обширную программу лётных испытаний, самолёт был проверен на всех режимах, включая предельные. Машина была испытана на нулевых скоростях, больших углах атаки, обратном скольжении и на всех режимах работы силовой установки. Устойчивость работы двигателей не вызывала сомнений.

При исследовании штопорных характеристик было выяснено, что самолёт не склонен к входу в штопор. Кроме того, при вводе в плоский штопор на различных режимах работы силовой установки, двигатели всегда показывали устойчивую работу.

МиГ-29 оборудован специальной системой предотвращения сваливания, автоматически регулирующей обороты турбореактивного двигателя. Случалось, что обороты силовой установки «проседали», но машина не замечала этого, поскольку двигатели быстро восстанавливали режим.

Если события развиваются негативно, то и в такой ситуации пилоты продолжают попытки как-то её исправить, хотя в таком случае катапультирование самое верное решение. Они понимают, что груда пылающих обломков посреди лётного поля создаёт не самое приятное впечатление о самолёте. Хотя ещё более страшным событием, чем катапультирование становится гибель пилота.

Развитие событий на авиашоу

Вот так и 8 июня 1989 года после прохода на больших углах атаки над аэродромом, российский пилот Анатолий Квочур двинул вперёд РУДы, желая эффектно уйти вверх на форсаже. В этот миг обороты просели, но лётчик надеялся двигатель выйдет на режим и он справится с ситуацией.

Левый двигатель работал на форсаже, а правый задымился и из него вырвался столб пламени. Начали закрываться створки воздухозаборников, Анатолий удерживал самолёт на курсе энергично действуя рулями и элеронами, но скорость для полёта на одном двигателе была меньше безопасной и левый двигатель, работая на форсаже, делал эти попытки тщетными.

Несмотря на отклонённые полностью рулевые поверхности, машина начала увеличивать правый крен и вошла в вираж. Самолёт встал почти вертикально и лётчик увидел, что он упадёт посреди аэродрома вдали от людей и принял решение на катапультирование. Когда МиГ-29 развернулся почти на 900 все на земле замерли в страхе за жизнь пилота, но в это мгновение Квочур дёрнул за «держку» катапульты.

авиашоу в Париже

МиГ-29 за мгновение до столкновения с землёй на показе на авиасалоне в Ле-Бурже

Всего треть секунды понадобилось, чтобы сбросить фонарь кабины и привести в действие систему катапультирования и тут же сработали двигатели катапультного кресла. До столкновения с землёй оставались считаные мгновения и парашют Анатолия Квочура не успел раскрыться полностью, но он сохранил жизнь лётчика, ещё раз подтвердив высокую надежность катапультного кресла К-36Д. С помощью небольших парашютов на конце телескопических штанг кресло стабилизировалось и отделилось в нужном направлении.

Сам Анатолий Квочур уверен, что ранее ничего подобного с силовой установкой не происходило. При лётных испытаниях, даже на опытных образцах на всех режимах, включая плоский штопор она работала устойчиво.

Являясь опытным профессионалом, лётчик-испытатель А. Квочур был уверен, что причиной лётного происшествия мог стать посторонний предмет, затянутый мощным потоком в воздухозаборник на взлёте, тем более на видеозаписи была видна птица рядом с самолётом. Как оказалось позднее, опытный пилот был прав – при тщательном изучении обломков машины в двигателе были найдены останки птицы.

Заключение

Решение катапультироваться для мужественного российского пилота Анатолия Квочура далось нелегко, поскольку принимать его всегда труднее, когда знаешь, что машина может рухнуть на зрителей, не всегда понимающих неконтролируемость ситуации над неуправляемым самолётом. Только поэтому многие происшествия на авиашоу заканчиваются гибелью лётчиков, которые при других обстоятельствах могли бы спастись.