Установка нового двигателя АЛ-55 позволит самолёту выполнять сложный пилотаж с перегрузкой – 8 + 10. На нём предусмотрено оснащение подвесками для стрельб и пусков ракет.

Воистину это самый дорогой подарок всем нашим ВКС и вице-премьеру Дмитрию Рогозину – новая разработка КБ САТ («Современные авиационные технологии») отечественный самолёт СР-10. Всё случилось в середине 2000 годов, когда встретились два талантливых человека С. Юрьев и М. Миронов,  пришедших к пониманию о необходимости создания реактивного пилотажного самолёта, который придёт на смену в лётных училищах уже отработавшему своё и давно устаревшему L-39.

Эти энтузиасты основали КБ и разработали новый отечественный учебный самолёт. Это означало, что частная компания, опираясь только на собственные средства создала готовую машину, состоящую из материалов российского производства и отечественным двигателем, не требующую никакого импортозамещения.

Необходимо сразу уточнить, что хотя это была инициатива вновь основанного КБ, но разработка сразу получила статус решения Минобороны, поскольку обновления парка L-39 из-за санкций Запада не представлялось возможным. Таким образом, появление СР-10 стало альтернативным и закономерным вариантом.

Машина имеет аэродинамическую схему с высоко расположенным крылом обратной стреловидности 10 градусов и хвостовым оперением с одним килём и цельноповоротным стабилизатором. Такая схема уже использовалась на Су-47, однако, в серию этот самолёт не пошёл.

На дозвуковом учебном самолёте СР-10 такая компоновка позволяет использовать её лучшие качества. Крыло обратной стреловидности исключает срыв воздушного потока, какой бы ни был угол атаки, самолёт не теряет устойчивость и управляемость и не входит в штопор, что особенно замечательно для машины первоначального обучения.

Минусовая стреловидность в 10 градусов не даёт перетекать потоку и значительно снижает концевые завихрения, оставляя чистый аэродинамический профиль без применения винглетов. На больших углах атаки инновационная компоновка даёт совершенно иное смещение аэродинамического фокуса, что делает самолёт более маневренным и отлично управляемым на небольших скоростях, обеспечивая достойные показатели на взлётно-посадочных режимах.

СР-10
«Беркутёнок» демонстрирует высший пилотаж

Стеклянная кабина СР-10 с отличным обзором и расположением лётчиков друг за другом, оборудована системой катапультирования К-36, что позволяет лётчикам безопасно покидать самолёт на любых скоростях и высоте полёта. Оборудование кабины пилотов планируется как с аналоговыми приборами, так и с ЖК-дисплеями. Во всяком случае все машины с целью максимально удешевить производство, будут выпускаться с упрощённой комплектацией.

Двигатель для СР-10 уже есть – это доработанный АИ-25, таких моторов накоплено много и выбор его экономически оправдан. Конструкция машины позволяет использовать такой двигатель без особых затрат. В дальнейшем планируется установка нового двигателя АЛ-55, разработанного на научно-производственном объединении «Сатурн». Он создан специально для учебно-тренировочных самолётов и оснащён камерой форсажа и системой регулируемого вектора тяги, что позволит повысить на порядок лётные характеристики и экономические показатели машины.

Мощные пневматики и амортизационные стойки шасси наглядно доказывают, что машина готова прощать ошибки курсантов при выполнении посадки. Установка нового двигателя АЛ-55 позволит самолёту выполнять сложный пилотаж с перегрузкой – 8 + 10. На нём предусмотрено оснащение подвесками для стрельб и пусков ракет. Таким образом, СР-10 перейдёт из разряда учебных в учебно-боевые самолёты и может стоять на вооружении в строевых частях.

Заслуженный лётчик-испытатель Магомед Толбоев говорит о  нецелесообразности лётного обучения курсантов сначала на поршневом самолёте Як-152, а затем на СР-10 и только лишь потом переходить на Як-130. Он предлагает исключить поршневую машину из процесса обучения, доказывая, что новая машина СР-10, ласково прозванная «Беркутёнком» и так является лучшей учебной партой для будущих пилотов.

comments powered by HyperComments