Пресловутый человеческий фактор

Ясным морозным ноябрьским утром в 7 : 49 по местному времени при вылете с аэродрома города Мирный в Якутии произошло столкновение Ил-76 с насыпью отработанных рудных отвалов. В результате этого самолёт, принадлежащий авиации МВД, взорвался и сгорел, 11 человек (основной экипаж и сменный), находящихся на борту погибли. Трагедия случилась 1 ноября 2009 года.

Обстоятельства происшествия

Погода в это время стояла ясная и морозная, было около – 24 градусов, ветер был слабый 6 м/сек, видимость боле 10 километров, на этой северной широте ещё было далеко до рассвета.

Оторвавшись от полосы, военный транспортник успел набрать всего лишь 30 метров высоты, затем стал увеличивать крен в правую сторону, так и не поднявшись выше, с трудом удерживая заваливающуюся машину, экипаж сумел продержаться в воздухе несколько десятков секунд.

Форсируя тягу двигателей, пилоты протянули ещё не более минуты и самолёт врезался в попавшийся на пути отвал рудной выработки и взорвался. Детонировавшие 25 тонн авиационного горючего моментально вспыхнули и яркое пламя вспышки сразу увидели на командно-диспетчерском пункте аэропорта.

Тотчас же к месту катастрофы устремились службы спасения и пожарные, обнаружившие обломки самолёта, раскиданные в радиусе 500 метров и полыхающее море керосина, которое пришлось тушить несколько часов. По курсу взлёта не имелось жилых районов и предприятий и среди мирного населения пострадавших не оказалось.

Катастрофа Ил-76

Спасатели и пожарные на месте падения Ил-76 в течение 5 часов тушили пожар.

В трёх километрах от аэродрома на месте падения были найдены чёрные ящики, которые были переданы представителям комиссии Министерства Обороны, расследующих эту катастрофу совместно с сотрудниками Транспортной прокуратуры РФ.

Выводы комиссии

Военно-транспортный Ил-76 прилетел из Ермолино с коммерческим грузом, при заруливании на стоянку командир включил электрический переключатель стопорения рулей и загорелась надпись «Стопор вкл.». С большой долей вероятности можно утверждать, что дальнейшие действия по стопорению рулей не проводились и экипаж просто зафиксировал их швартовочными устройствами.

Перед вылетом первого ноября в ходе предполётной подготовки электромеханическую часть системы стопорения поставили в положение «растопорено», но табло «Стопор вкл.» не гасло, командир принял это за ложное срабатывание и решил выруливать на взлётную полосу. Заняв исполнительный старт, командир проверил отклонение рулей и при этом стопорный механизм правого элерона сработал и застопорил элерон, но КВС этого не почувствовал и начал взлетать.

Расшифрованные показания самописцев нарисовали следующую картину событий: РУДы не были поставлены в положение максимального взлётного режима, поэтому не сработала звуковая сигнализация предупреждения застопоренного положения рулевых поверхностей.

На взлёте ещё до отрыва начал усиливаться кренящий момент и машина поднялась в воздух с правым креном 80, который с возрастанием скорости продолжал увеличиваться. Пилоты пытались парировать его всеми силами, но так как правый элерон был застопорен, отклонение штурвала влево ограничивал этот механизм стопорения.

Скоротечность, всего происходящего, не дала возможность командиру экипажа отдать команду на отключение электросоединения в поперечном канале управления. На исходе первой минуты полёта на скорости 364 км/час и развившимся креном почти 900 самолёт с незначительным снижением врезался в рудный отвал, взорвался и загорелся. Это произошло на удалении 1900 метров от аэродрома.

Заключение

Несомненно, что в этом случае сработал пресловутый человеческий фактор. Сначала экипаж не выполнил положенных процедур при стопорении рулей, потом посчитал ложным срабатывание датчика стопорения и в результате острая нехватка времени, чтобы отключить питание поперечного канала управления. Итог этой трагедии — 11 потерянных человеческих жизней.