Роковая ошибка китайского пилота

Над акваторией южнокитайского моря в апреле 2001 года в результате необдуманных действий пилота китайского перехватчика J-8 произошло столкновение с самолётом-разведчиком Lockheed ER-3E Aries II ВМС США. Итог этого лётного происшествия печален – китайский истребитель взорвался и сгорел, лётчик погиб, американский самолёт-шпион получил серьёзные повреждения, а дипломатические отношения между КНР и США стали весьма напряженными.


Хроника событий

1 апреля 2001 года американский разведывательный самолёт ER-3E взлетел с авиабазы Кадена, расположенной на острове Окинава в Японии. Эта машина с бортовым номером 156511 отличалась от остальных в эскадрильи VQ-1 тем, что была оборудована самой современной аппаратурой Story Teller.

Командиром экипажа самолёта-шпиона был лейтенант Шейн Осборн, который утверждал, что его маршрут проходил вне территориальных вод, вдоль юго-восточного побережья КНР. Пролетая в 130 км южнее Хайнаня, экипаж заметил два истребителя J-8II явно устремившихся на перехват американского разведчика.

Китайский самолёт Shenyang J-8II до поступления на вооружение российских Су-27, оставался самым эффективным перехватчиком морской авиации Китая, хотя по своим характеристикам и по возможностям бортового оборудования он уступал большинству западных истребителей.

J-8II
Китайский истребитель-перехватчик J-8II вылетает на задание.

За неделю до этого инцидента китайские лётчики, известные своим фанатизмом подходили к ER-3 на минимально возможную дистанцию, а один из пилотов китайских ВМС навёл панику в американском экипаже, сократив дистанцию до 3 метров и показав им лист бумаги с написанным адресом электронной почты.

Пилотом этого истребителя был Ванг Вей, который и в этот роковой для него день участвовал в перехвате самолёта-шпиона. Он уже два раза сближался с ER-3 на минимальную дистанцию и каждый раз после предупредительных жестов американских пилотов ловко уходил вниз и назад. Подойдя в третий раз, Ванг Вей решил поменять тактику отхода и уйти не вниз, а вверх – и ошибся.

При маневре хвостовое оперение истребителя попало под винт внешнего двигателя ER-3 оторвав его лопасти, J-8II развернуло и он врезался в нос самолёта Orion своей носовой частью, киль китайского истребителя попал в элерон американской машины и разрушил его.

Командир экипажа ER-3 позже написал в рапорте, что он увидел как падает в море загоревшийся истребитель и рядом заметил купол раскрывшегося парашюта. Развёрнутая вскоре поисково-спасательная операция не принесла ожидаемого, тело Ванг Вея так и не нашли, но из него впоследствии сделали национального героя и использовали для нагнетания антиамериканских отношений.

Дальнейшее наблюдение продолжать не было возможности, так как после столкновения самолёт вошёл в неконтролируемое вращение и с креном 1300 и пикировал перевернувшись на спину.

Но так как скорость нарастала машина нехотя стала реагировать на отклонение рулей, осколки лопастей и элерона пробили внешнюю обшивку и произошла разгерметизация кабины, вдобавок отказал указатель скорости, а через многочисленные пробоины внутрь фюзеляжа врывался со свистом воздух.

ER-3E
Самолёты-шпионы ER-3E Orion часто вели разведку вдоль побережья Китая

Лейтенант Шейн Осборн дал команду выключить отказавший мотор и приготовиться к покиданию самолёта, но снизившись до высоты 3050 м, он почувствовал, что машина, хотя и с огромным трудом может продолжать полёт. Он и его правый лётчик прилагали немалые усилия, чтобы удерживать самолёт в горизонтальном полёте и развернули его на курс следования к аэродрому базирования, но в дальнейшем всё пошло не так, как они рассчитывали.

Посадка по принуждению

Пилот второго самолёта Чжао Ю, увидев падающий J-8II своего ведомого в языках пламени, запросил приказ на применение оружия, но, видимо, получил указание принудить к посадке на ближайшем китайском аэродроме экипаж Orion ER-3E, что он и выполнил, заставив американский самолёт-разведчик взять курс на остров Хайнань.

Следуя указанным курсом, лейтенант Осборн понял, что у него есть всего лишь 15 минут на уничтожение секретного оборудования и документов и тотчас отдал команду на их уничтожение, задействовав весь экипаж, который сложил всё в мешки с тяжёлыми вещами и выбросил их в море.

ER-3E посадили на китайской авиабазе Линьшу с превеликим трудом, поскольку не было достоверной информации о скорости, кроме приблизительных данных от инерциальной навигационной системы. Остановившийся самолёт окружили китайские военные, но экипаж не пускал их, требуя вызова американских дипломатов. Китайцы, не внимая требованиям экипажа, предприняли самый настоящий штурм и американцы отступили под их напором.

После инцидента обе стороны выдвинули обвинения: американцы заявили о непредвиденных эволюциях истребителей в опасной близости от самолёта ВМС США, а китайцы, вообще, обвинили американский экипаж в преднамеренном таране истребителя J-8 мирно следовавшего параллельным курсом. Последовавшие трудные и накалённые переговоры закончились соглашением на вывоз чартерным рейсом 24 членов американского экипажа на свою базу в Уилби Айленд, где их чествовали как героев.

Заключение

Американцы временно приостановили свои разведывательные полёты вблизи китайской границы, но 7 мая такие задания стали выполнять самолёты-разведчики RC-135 военно-воздушных сил США. Самолёт ER-3E был тщательно осмотрен китайскими экспертами, после чего они разрешили его вернуть, но лишь гражданским транспортным самолётом. Американцы выполнили это условие,  арендовав для этого российский тяжёлый транспортник Ан-124 «Руслан».

 

 

 

 

 

The following two tabs change content below.
Vladimir

Владимир Акимов

Информация об авторе
comments powered by HyperComments