Шестое поколение — человек или робот?

В прессе иногда промелькнёт статья о шестом поколении летательных аппаратов. Что же это такое шестое поколение и чем же оно отличается от предыдущих? Ведь машины пятого поколения только недавно появились, сначала у США – это истребитель F-22 «Раптор» и сравнительно недавно Су-57 в России. По мнению экспертов, у шестого поколения отличительной чертой станет повышение всех характеристик – увеличиться скорость и маневренность, уменьшится полётный вес, уровень электроники поднимется на порядок, ожидается серьёзная модернизация искусственного интеллекта (ИИ) и в итоге создание беспилотных машин.

Летательные аппараты последующего поколения конструктивно будут отличаться от предыдущего предположительно отсутствием вертикального оперения, поскольку в современных реалиях истребители используют запредельные углы атаки также возможны иные формы планера и изменения в стреловидности несущих поверхностей. Но, самый главный вопрос заключается в том – нужен или нет пилот для истребителя шестого поколения и каковы возможности замены человека на искусственный интеллект.

Думается, что эта задача решается в два этапа: первый – создание искусственного интеллекта, способного оказывать помощь пилоту не только в машинных вычислениях, но в принятии верных решений, а на крайний случай взятие управления на себя в непредвиденных обстоятельствах, например, при катапультировании летчика. Второй этап – пересадка пилота из кабины на дистанционный пункт управления, находящийся на земле.

Представьте себе, какие возможности появятся у истребителя при управлении им с земли – помимо уменьшения веса машины, не надо заботиться о перегрузках и скорости, которые будут ограничены лишь прочностью конструкции, маневрирование самолёта будет проходить на таких углах и скоростях, какие с пилотом в кабине были просто невозможны. Однако, такое будет выполнимо только при создании необходимого нейрооборудования для дистанционного управления, чтобы лётчик чувствовал себя как в небе.

В таком случае отпадает необходимость создавать системы жизнеобеспечения и ломать голову над дизайном кабины и её эргономикой, будут не нужны катапультные кресла и вся электроника, призванная создавать облегчения человеку в управлении такой сложной конструкции, как современный гиперзвуковой истребитель.

На новый уровень выйдет фантазия конструкторов, истребитель без лётчика ограничен лишь в выборе материалов для конструкции и технологией создания двигателей. Такие условия разрешат использовать умелых пилотов, способных дистанционно управлять машиной, не подвергаясь высоким перегрузкам вести бой и наносить удары по любому противнику. Ведение воздушного боя из бункера под землёй и сидя в комфортных условиях кардинально изменит боевой облик воздушных сражений – это, пожалуй, сравнимо с тем временем, когда бойцы пересели с коней на танки.

Что же касается появление нового «ИИ» вряд ли это реализуется в шестом поколении, которое ожидается уже в 50-60-х годах текущего столетия. Создать искусственный интеллект с чутьём и смекалкой опытного пилота человечество пока не способно из-за нехватки вычислительных мощностей и наиболее реален вариант с пилотом в бункере и удобном кресле. Учёные предупреждают о последствиях применения «ИИ» и сама проблема замены роботом человека с этически-философской позиции остаётся пока под вопросом.

лазерное оружие

Истребитель шестого поколения будет оснащён боевым лазером.

Подведём итоги всему вышеизложенному – шестое поколение будет способно развивать скорость в несколько махов и выходить в космическое пространство. На вооружении по-прежнему останутся ракеты и будет использоваться лазерное оружие. Наименее вероятно применение искусственного интеллекта, скорее всего, управление истребителем станет дистанционное. Так что пилоты и техники будут, как и прежде отмечать свой законный праздник – день авиации