Советский Су-27 и технологии американского авиационного дизайна

Знаете ли вы, что в процессе создания тяжёлого истребителя Су-27 были применены не только отечественные технологии, но и некоторые разработки авиаконструкторов США, полученные по спецканалам. Это были совершенно неизвестные передовые технологии, подтолкнувшие советских разработчиков взглянуть на некоторые вещи иными глазами.


Изучение западных технологий

Речь идёт о не «подделках», а о вполне легальных заимствованиях технологий в авиационном дизайне, когда изучаются западные передовые разработки и происходит их объединение с собственными технологиями, а как результат на выходе получают эффективные решения.

После окончания военных действий во Вьетнаме в Советский Союз доставили два совершенно исправных самолёта ВВС США штатной комплектации – это лёгкий штурмовик А-37В и истребитель F-5E Tiger ||, машины были переданы для изучения в «ОКБ Сухого». Специалисты этого конструкторского бюро уже к тому времени трудились над изучением уцелевшей кабины повреждённого истребителя-бомбардировщика F-111A и сохранившихся фрагментов самолёта F-4 «Фантом-2».

Закончив испытания двух исправных американских самолётов и тщательно их изучив, НИИ ВВС рекомендовал использовать эти машины в качестве исследовательских для всех предприятий отечественной авиапромышленности для наглядного представления об американских технологиях.

«ОКБ Сухого» и представители ЦАГИ с 1978 года проводили совместные полномасштабные статистические испытания на истребителе ВВС США F-5E и довольно подробно рассмотрели детали и узлы этого самолёта, тщательно изучив все его системы. Машина F-5E не была самолётом первой линии и производилась для экспорта, поэтому боеспособностью не отличалась, но даже у такого самолёта некоторые особенности конструкции, системы и узлы вызвали изумление у разработчиков «ОКБ Сухого» и повлияли на процесс создания отечественного Су-27.

Позаимствованные технологии

Интересно, что в разработке деталей Су-27 создавались технологии, схожие с такими же, по которым изготовлялись узлы американского истребителя F-5E и были позаимствованы некоторые технологии у машин производства США F-111A и F-4 Fantom.

Технологии, подобные технологиям самолёта F-5E были применены в следующих узлах и деталях самолёта Су-27:

  1. На отечественном истребителе был установлен фиксирующий замок расширенного положения шасси, аналогичный с технологией узла фиксированного положения двигателя F-5E.
  2. Подвеска F-5E послужила образцом в создании дизайна беззазорной пусковой установки и разработки собственного узла фиксации подвески для Су-27.
  3. Крепление для проводных жгутов было сконструировано после изучения подобных деталей самолёта F-5E.
  4. На Су-27 были размещены рамы панели приборов и оптическая фильтрация освещения внутри кабины подобные по конструктивному решению с американскими технологиями.
  5. Был сконструирован узел жесткого крепления гидравлического рулевого механизма, повышающий не только безопасность управления, но и позволяющий снизить массу и уменьшить геометрию отечественного самолёта.

Не остались без внимания технологии, применённые при создании F-111A и F-4, например, узел соединения маневрирующих предкрылков советской машины с осью шарнира изготовлен по схеме аналогичной американскому истребителю Fantom F-4, а модульные панели встроены по способу схожему с конструкцией на штатовском бомбардировщике F-111A.

Руководители советского авиапрома с апреля 1979 и до конца года на территории КБ Сухого устроили показ и ознакомили с устройством истребителя F-5E более 800 специалистов, занятых строительством подобной техники в Советском Союзе.

Заключение

Кроме того, КНР после вьетнамской войны был подарен самолёт F-5E правительством республики Вьетнам, второй очутился в Китае после восстания Хуан Чжичэна. Как знать, может и эти истребители сыграли свою роль в создании советских военных самолётов.

comments powered by HyperComments