Вертолёт Ми-2 является логическим продолжением проекта Ми-1 на более высоком уровне. Эта симпатичная машина стала массовым вертолётом стран социалистического лагеря. Его разработку возглавил Михаил Миль, занимавшийся винтокрылыми аппаратами ещё с 1930 годов.

История создания

Ещё во время работы над проектом Ми-1 в коллективе конструкторов М.Л. Миля возникали мысли об оснащении машины двумя газотурбинными двигателями — так родилась идея проекта В-2. Главный конструктор сразу понял, что этим он обеспечит надёжность и удвоит безопасность нового вертолёта.

После того как новым проектом заинтересовались заказчики, правительство 30 мая 1960 года поручило Михаилу Милю создать машину, пригодную для перевозки людей, сельскохозяйственных работ, транспортировки грузов, доставки больных и выполнения учебных полётов.

В конструкции нового вертолёта успешно использовали узлы и агрегаты Ми-1, что значительно ускорило создание проекта В-2. Но не всё так просто было с двигателями, разработку которых поручили ОКБ С.П. Изотова в Ленинграде. Советские конструкторы никогда раньше не разрабатывали таких малых по размерам двигателей, но в результате упорного труда коллектива конструкторского бюро был создан газотурбинный двигатель мощностью в 400 л.с.

Ми-2
Ми-2 на стоянке

Характеристики нового ГТД-350 были гораздо ниже, чем у таких же моторов иностранного производства, но зато это позволило ускорить создание ОКБ Миля вертолёта В-2, превосходившего по всем параметрам своего предшественника Ми-1.

Уже в конце сентября закончили сборку первого прототипа В-2 и 7 октября опробовали вертолёт в режиме висения, после чего лётчик-испытатель Г.В. Алферов в течение 15 минут в зоне проверял новую машину. Поздней осенью того же года вертолёт направили на госиспытания.

Декабрьским утром 1961 года другой опытный образец В-2 поднял в воздух лётчик-испытатель Б.А. Анопов и в январе следующего года на машине приступили к госиспытаниям. Этим же лётчиком-испытателем с инженером Г. Бабаджановым 14 мая 1963 года на втором опытном В-2 был установлен мировой рекорд скорости на 100 километровом маршруте равный 253,818 км/ч.

Ми-2 в небе
Ми-2 в небе

Первый опытный В-2 продемонстрировали польской делегации и советскому руководству в сентябре 1962 года, после чего было принято решение о серийном выпуске вертолётов сразу в Польше, не задействуя производственные мощности Советского Союза.

Польские авиастроители в короткие сроки успели подготовить предприятия и уже в конце августа 1965 года вертолёт, получивший обозначение Ми-2, собранный из деталей, изготовленных на советских авиационных заводах, совершил свой первый полёт. Полностью собранный в Польше вертолёт был выпущен в полёт в начале ноября 1965 года.

Ми-2
Ми-2

Конструкция вертолёта

Аэродинамическая схема Ми-2 стала классической для одновинтовых вертолётов — это машина с одним несущим трёхлопастным винтом, двумя газотурбинными двигателями и хвостовой балкой с рулевым винтом.

Несущий винт имеет три лопасти прямоугольной формы в плане. Посредством гидроусилителей, включённых в систему управления, изменяется циклический шаг и наклон конуса несущего винта.

При отказе гидросистемы лётчик имеет возможность перейти на ручное управление, которое требует прикладывать к ручке управления большие усилия.

Схема Ми-2
Схема Ми-2

Рулевой винт двухлопастный и находится на конце длинной хвостовой балки. Стабилизатор, расположенный перед изгибом балки, изменяет свой угол поворота соразмерно шагу лопастей несущей системы.

В характерной выпуклости над фюзеляжем вертолёта размещены два двигателя ГТД-350 и главный редуктор, а над ними располагается воздухозаборник вентилятора охлаждения редуктора и маслорадиаторов двигателей. Надфюзеляжная выпуклость носит название «кабан».

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная пилотская кабина для лётчика и пассажира, в учебном варианте место пассажира справа занимает курсант и на вертолёт устанавливается сдвоенное управление. Пилотажные и навигационные приборы расположены на приборной доске, управление шаг-газом справа от сидения. Военная версия Ми-2 оборудовалась радиолокаторм в носовой части.

Ми-2
Ми-2 «Гоплит»

Позади кабины пилота располагается салон для пассажиров с входной дверью по левой стороне. Под полом салона вмонтирован контейнер топливного бака, являющийся опорной точкой крепления для двух рядов трёхместных сидений. На задней стенке пассажирского отсека расположено ещё одно откидное сидение. Салон оборудован системами вентиляции и обогрева. Для размещения груза сидения легко демонтируются.

Вертолёт Ми-2 оснащён трёхопорным шасси, неубирающимся в полёте. Основные стойки пирамидальной формы с жидкостно-газовыми амортизаторами, передняя двухколёсная стойка имеет рычажную подвеску.

Топливный бак, установленный под полом пассажирского салона вмещает 600 литров, при длительных полётах по бокам монтируеются подвесные баки на 238 литров каждый.

Приборная панель
Приборная панель Ми-2

Лёто-технические характеристики

  • Длина с вращающимися винтами — 17,42 м
  • Длина фюзеляжа — 11,4 м
  • Ширина фюзеляжа — 3,25 м
  • Высота с вращающимися винтами — 3,7 м
  • Вес пустого вертолёта — 2372 кг
  • Максимальный взлётный вес — 3550 кг( военный 3700 кг)
  • Двигатель — 2 х ГТД-350
  • Мощность — 2 х 400 л.с.
  • Максимальная скорость — 210 км/ч
  • Скорость крейсерского режима — 194 км/ч
  • Дальность — 580 км
  • Потолок — 4000 м
  • Скороподъёмность — 270 м/мин
  • Пассажиров — 10 чел( 8 солдат)
  • Экипаж — 1 чел
  • Варианты вооружения:
    • пушка НС-23 и шесть пулемётов
    • пушка НС-23 и 2 х 16 НАР С-5
    • пушка НС-23, 2 пулемёта и 4 ПТУРС «Малютка»
    • пушка НС-23, 2 пулемёта и 4 «Стрела».
Ми-2
Ми-2

Интересные факты

В пограничных войсках Ми-2 используется для патрулирования границ и оснащён громкоговорителем.

В Чернобыле в 1986 году Ми-2 ликвидировали последствия взрыва на атомной электростанции.

С 1978 года по настоящее время вертолёт является непременным участником всех мировых чемпионатов по вертолётному спорту.

Доставленные в Ирак 12 вертолётов Ми-2 в 2006 году оказали помощь сельскому хозяйству этой страны, обработав пестицидами всего за две недели свыше 28 тысяч гектаров.

Как памятники труженику, эти вертолёты стоят на постаментах в городах: Москва, Санкт-Петербург, Курган, Воркута, пионерлагере «Звёздочка» в Тольяти, на аэродроме ДОСААФ в Бузулуке, Нижневартовске, Якутске.

Ми-2 принял участие в трагических фильмах, комедиях, детективах и триллерах, он попал на экран в 23-х картинах, наиболее известные из которых – «Мимино», сериал «Следствие ведут знатоки», «Экипаж», «Снайпер-2», «День Д», сериал «Дальнобойщики» и другие.

Ми-2
Ми-2

Видео: экстремальный полёт на Ми-2

Вертолёт выпускался с 1965 года по 1992 год. Всего за эти годы было произведено более 5400 единиц Ми-2. Машина активно используется и в наши дни в сельском хозяйстве, для транспортировки людей и грузов, в поисково-спасательных операциях, как в России, так и зарубежом.

comments powered by HyperComments