Цена халатности инженеров компании Boeing

Крупнейшая катастрофа по числу жертв произошла в Японии в день Поминовения всех усопших 12 августа 1985 года. На Boeing 747 SR при подлёте к полуострову Идзу лопнул задний гермошпангоут, повлекший за собой разрушение хвостового оперения. Самолёт потерял управление и врезался в гору Осутака, погибло всего 520 человек, лишь четверо, сидевших в 56 ряду, остались в живых.

Потеря герметичности

После набора высоты произошёл внезапный удар и по рассказу стюардессы, сидевшей в 56 ряду, потолок над туалетом в хвосте самолёта разрушился, пассажирский отсек побелел от инея, уши заложило, звуков не было слышно и мгновенно сработала автоматика, выбросив маски для кислорода. Командир воздушного судна Такахама правильно оценил ситуацию и грамотно начал отдавать приказы, так как понял — произошла разгерметизация и явно случилось нечто катастрофическое.

Подав сигнал бедствия, пилоты решили развернуться в сторону токийского аэродрома вылета, но сразу, холодея от ужаса поняли, машина не слушается рулей. Загорелась жёлтая лампочка на пульте бортинженера, сигнализирующая об отсутствие давления в гидросистеме. Boeing 747 начал рыскать по курсу и крениться. Опытный Такахама принял решение с помощью двигателей хоть как-то удерживать машину на курсе и высоте, работая рычагами РУДов, он ещё сохранял определённую степень управляемости.

Командир короткой отрывистой фразой обрисовал диспетчеру происходящее: «Вышла из строя гидравлика…самолёт неуправляем» — стараясь удержать машину от сваливания, продолжал двигать РУДами. Прямо по курсу возникла верхушка горы и пилоты сделали невозможное – выпустили механизацию крыла, использовав аварийную электрическую схему и резко увеличив тягу моторов, обошли её, затратив на это 4 минуты и отклонившись всего на 5 градусов. Но самолёт был обречён.

Катастрофа

Из-за лопнувшего гермошпангоута Боинг 747 потерял управление и врезался в гору.

В 18.53 машина практически начала падать, снижаясь со скоростью 410 м/мин, экипаж до конца боролся за сохранность управляемости, меняя тягу двигателей и выпуская закрылки, но 747-й не смог обойти гору Осутака и врезался в это препятствие в 18 часов 56 минут и 20 секунд. Сразу же после катастрофы пошёл дождь, что весьма осложнило работу спасателей.

Последствия катастрофы

При выяснении обстоятельств лётного происшествия эксперты установили, что лопнул задний гермошпангоут и это повлекло за собой разрушение большей части киля, всего руля направления и повреждению хвостовой секции корпуса самолёта. Создавшиеся разрушения вывели из строя все коммуникации гидравлики управления лайнером.

Стало известно, что этот борт компании Japan Air Lines ещё в 1978 году при совершении посадки задел днищем хвостовой части фюзеляжа бетонную посадочную полосу и повредил гермошпангоут. Инженеры Boeing приклепали на поврежденную часть металлическую пластину, тем самым усилив шпангоут, но оставшийся зазор в 0.9 мм стал роковым. Именно в этом месте вся конструкция лопнула и взрывная декомпрессия разрушила хвостовой отсек корпуса, что привело к потере управления и выходу из строя всех магистралей гидравлики.

Заключение

Непонятно, что стало причиной такого халатного отношения инженеров и специалистов к качеству проводимых ремонтных действий на гермошпангоуте, но за недобросовестный ремонт и плохой контроль за выполнением работ компанией Boeing никто не понёс наказания.