Ту-34 – многоцелевой самолёт конструктора А. Ф. Правдивого

Распад Советского Союза и последовавший за ним экономический упадок заставили руководство ОКБ Туполева начать заниматься несвойственными для такой организации проектами. Заказы военного ведомства прекратились и пришлось взять в работу нетрадиционные разработки, которые разительно отличались от сложившейся тематики предприятия. В это время в конструкторском бюро находились в различной стадии наработки по лёгким самолётам, имеющиеся проекты которых можно смело было классифицировать, как самолёты общего назначения.

История проекта

Проектами самолётов общего назначения в 90-е годы занимались несколько коллективов ОКБ, но самые лучшие разработки по лёгким машинам по праву принадлежали творческому коллективу под началом заместителя главного конструктора А.Ф. Правдивого. Этот отдел конструкторского бюро разработал несколько проектов, среди которых выделялись два: один – это был многоцелевой самолёт Ту-34, другой – машина сельскохозяйственной авиации Ту-54. Среди прочих разработок эти самолёты отличались простотой и оригинальностью конструкции.

Особенностью этих проектов было, что работа над ними начиналась в 90-е годы – годы, когда из-за недостатка финансирования бюджетных организаций не выплачивались длительное время заработная плата, отсутствовали заказы Минобороны и работа над проектами шла на свой страх и риск. Несмотря на эти трудности, коллектив КБ вместе со своим руководителем А.Ф. Правдивым продолжал упорно трудиться над созданием лёгкого самолёта для местных региональных линий.

Нужно было создать высокоэффективную многоцелевую машину, способную доставить четырёх пассажиров или 450 кг груза на расстояние не менее 1800 км. Была поставлена задача обеспечить для самолёта крейсерскую скорость в пределах 280-320 км/ч. Несколько лет ушло на разработку оптимальной аэродинамической схемы планера и выбора силовой установки. Коллектив КБ рассмотрел различные варианты размещения силовых установок, занимался подбором двигателей. Все отечественные моторы имели неудачную компоновку и были маломощными для многоцелевого самолёта. Наконец был подобран двигатель, оптимально подходящий для аэродинамической схемы машины – это был модернизированный турбовинтовой двигатель зарубежного производства Аллисон 250.

Внешний вид Ту-34

В результате в середине 90-х годов был окончательно сформирован внешний вид самолёта общего назначения. Но, создавшаяся обстановка в стране диктовала свои условия, чтобы воплотить в жизнь такие проекты нужно было найти спонсоров и производственные мощности, с которыми на данный момент в России были определённые сложности. Пришлось заключить соглашение с Киргизией, предоставившей одно из своих предприятий для производства лёгких самолётов общего назначения. Комиссия под началом гендиректора Валентина Климова подписала договор с киргизским предприятием ТНК «Дастан» о производстве самолёта Ту-34 и была утверждена финансовая схема оплаты работ вплоть до 1997 года.

 Конструкция многоцелевой машины

Аэродинамическая схема Ту-34 представляет из себя моноплан с высоким расположением крыла и силовой установкой с толкающими винтами и хвостовым оперением Т-образного типа. Планер выполнен из дюралюминия, крыло по отношению к фюзеляжу смещено назад и имеет прямоугольную форму в плане.

Крыло оснащено механизацией, состоящей из однощелевых закрылков, элеронов и расположенных по передней кромке предкрылков. В сочетании с высоким аэродинамическим качеством крыла такая механизация обеспечивает весьма небольшие посадочные и взлётные скорости.

Силовая установка Ту-34 состоит из двух модернизированных турбовинтовых двигателей Аллисон 250 мощностью по 550 л.с. Моторы расположены высоко на крыле и имеют толкающие винты, такое размещение двигателей обусловлено эксплуатацией самолёта с грунтовых неподготовленных площадок и исключает попадания в них посторонних предметов на пробеге или разбеге машины.

Кабина экипажа имеет большое остекление и хороший обзор, удобные рабочие места и современное пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, позволяющее выполнять полёты в сложных метеоусловиях и обеспечивает заход на посадку по категории 1 ИКАО.

Шасси самолёта трёхопорное с носовой стойкой, в полёте убирается и закрывается створками. Все опоры шасси оснащены амортизационными стойками с хорошим поглощением ударных нагрузок и довольно прочной конструкцией опорных элементов.

Удачно выбранная конструкторами компоновка самолёта разрешила получить на такой небольшой машине, в общем, удобный и комфортабельный пассажирский салон длиною 3.85 и шириною 1.52 метра, в котором спокойно размещаются шесть пассажиров.

Аэродинамическая схема Ту-34

Основные технические характеристики

  1. Экипаж – 2 чел.
  2. Взлётный вес – 2800 кг
  3. Скорость крейсерского режима – 500 км/ч
  4. Дальность – 2100 км
  5. Достаточная длина ВПП для взлёта/посадки – 400 м
  6. Двигатели – 2хAllison 250
  7. Мощность – 2 х 550л.с.
  8. Количество пассажиров – 4-6 чел.
  9. Коммерческая нагрузка – 450 кг

Основное предназначение Ту-34 — это перевозка 4-6 пассажиров, при специальном использовании предлагаются варианты патрульного самолёта, медицинская версия для быстрой доставки больных и грузовой вариант. Этот самолёт отличается хорошими взлётно-посадочными характеристиками с выполнением взлёта и посадки с неподготовленных грунтовых площадок, современным радиосвязным и навигационным оборудованием и оригинальной схемой двухдвигательной компоновки, что вкупе обеспечивает высокую безопасность полётов.

Заключение

Ту-34 в серию так и не пошёл, причиной явилось отказ нашего правительства закупить предприятие ТНК «Дастан» у Киргизии по цене, явно завышенной от действительной стоимости. В то время производственных мощностей у нашей страны не хватало для серийного выпуска этого оригинального самолёта с толкающими винтами.