В-12 (также называют Ми-12) был единственный в своём роде в мировой практике сверхтяжёлый вертолёт, который мог свободно перевозить до 30 тонн груза. Установленные им несколько мировых рекордов по грузоподъёмности до настоящего времени так и остаются высшими мировыми достижениями.

История создания

В период противостояния США и СССР быстро менялись задачи, возникающие перед различными родами войск, только поэтому от вновь построенного В-12 отказались единственные заказчики — военные, а запустить производство этого воздушного гиганта было очень дорого.

Первые наработки по созданию воздушного гиганта в ОКБ Миля появились в 1959 году, с выходом постановления правительства в мае 1962 года работа закипела полным ходом. Уже 27 июля 1967 года первый опытный экземпляр машины оторвался от земли и опробован в режиме висения.

Сам генеральный конструктор С.В. Миль вспоминает эти пять лет как период наивысшего творческого подъёма. Первоначально решался вопрос выбора схемы размещения несущих винтов, продольная или поперечная, после долгих споров и мучительных раздумий отдали предпочтение поперечной схеме.

В-12 в небе
В-12 в небе

Машину предполагали оснастить четырьмя турбовальными авиационными двигателями Д-25ВФ конструктора П.А. Соловьёва, двигатели обладали мощностью в 6,5 тыс. л.с. вопрос стоял лишь в способе их расположения. И здесь было найдено гениальное решение — по обеим сторонам фюзеляжа поставили пространственные фермы и вынесли на них силовые установки по два двигателя на каждой, закреплённых на концах консолей крыла. Консоли находились в потоке от несущих винтов и ,естественно, создавали дополнительную подъёмную силу равную пяти тоннам.

Отсек центроплана предназначался для промежуточного редуктора, который осуществлял синхронизацию вращения несущих винтов и что важно, передавал вовремя мощность с одного редуктора силовой установки на другой при отказе двигателей ( одного или сразу двух) с одной стороны.

В-12
В-12

Так как направление вращения несущих винтов было в противоположные стороны, сам по себе отпал вопрос с рулевым винтом — он стал не нужен, установили хвостовое оперение самолётного типа с ограничительными шайбами на стабилизаторе.

Спустя год после первого вылета, приступили к государственным испытаниям В-12, а в 1969 году на этой машине было установлено два высочайших мировых достижения по грузоподъёмности, которые ни один вертолёт в мире так и не победил. Этот вертолёт попал в аварию и получил большие разрушения при жёсткой посадке, но, к счастью все остались живы, отделавшись лёгкими травмами.

Вторая опытная машина В-12 получила путёвку в небо весной 1973 года под управлением лётчика-испытателя Г.В. Алферова. Но в 1974 году на вооружении Ракетных войск появились мобильные пусковые установки и задачи, для которых предназначался В-12, стали не актуальны.

Все работы по дальнейшему совершенствованию воздушного гиганта были заморожены.

В-12, Монино — Центральный музей ВВС РФ
В-12, Монино — Центральный музей ВВС РФ

Конструкция тяжёлого вертолёта

Аэродинамическая схема вертолёта В-12 состоит из двух несущих винтов поперечного расположения с четырьмя двигателями, установленных попарно на концах каждой консоли крыла обратного сужения и хвостового оперения самолётного типа с большим килём и стабилизатором с концевыми ограничителями.

У крыла корневые хорды вдвое меньше концевых, откосы, держащие консоли соединены со стойками шасси и крепятся к корпусу вертолёта, само крыло имеет верхнее расположение. Пять лопастей несущих винтов такие же, как у Ми-6, отличающихся лишь материалами изготовления, состоят из композитов и стального лонжерона, стеклопластикового носка и сотового заполнителя в задней части.

Схема вертолёта В-12 (Ми-12)
Схема вертолёта В-12 (Ми-12)

Двигатели для воздушного гиганта были специально изготовлены в КБ П.Д. Соловьёва — это форсированные газотурбинные Д-25ВФ, которые крепятся на концах крыла в мотогондолах по два двигателя на каждую консоль.

Все три стойки шасси были неубирающиеся, каждая опора оснащена сдвоенными колёсами и имела воздушно-масляный амортизатор. Топливо размещалось в баках внутри крыла также разработчики предусмотрели подвесные баки для топлива.

Размещение экипажа было нетрадиционное, оба пилота — командир и правый лётчик сидели рядом, за ними находились рабочие места борттехника и бортового электрика, эти четыре члена экипажа занимали первый этаж кабины. Второй этаж предназначался для ещё двух человек — штурмана и бортового радиста.

Полумонококовая конструкция корпуса В-12 задавала огромные размеры грузовой кабины, сопоставимые с размерами внутреннего отсека самолёта Ан-22, при длине грузовой кабины вертолёта в 28,15 метра, ширина и высота были одинаковы по 4,4 метра. В таком отсеке свободно размещались 196 бойцов, а в санитарном варианте — 158 носилок с ранеными.

Для посадки солдат и раненых, а также погрузки и разгрузки техники был предусмотрен опускающийся трап и раздвижные створки, внутри грузовой кабины имелись тельферы и электролебёдки.

В-12
В-12

Тактико-технические данные

  • Экипаж — 6 чел
  • Максимальная скорость — 260 км/ч
  • Скорость крейсерского режима — 240 км/ч
  • Потолок — 3500 м
  • Дальность — 1000 км
  • Длина фюзеляжа — 37 м
  • Высота — 12,5 м
  • Диаметр несущего винта — 2 х 35 м
  • Вес пустого вертолёта — 69,1 т
  • Максимальный взлётный вес — 105 т
  • Двигатели — 4 х Д-25ВФ
  • Мощность — 4 х 6497 л.с.
  • Количество пассажиров — 196 чел.
В-12
В-12

Видео: вертолёт В-12 (Ми-12)

Сам генеральный конструктор С.В. Миль считал, что эта машина, кроме военных задач, использована быть не может, но одноразовые уникальные перевозки грузов больших габаритов он не исключал, однако с этим могли справиться несколько вертолётов с меньшей грузоподъёмностью, а использование такого великана было бы непростительной и дорогой глупостью.

Так появился в подмосковном городке Монино на вечной стоянке самый большой вертолёт в мире.

comments powered by HyperComments