Наиболее перспективной является схема «летающее крыло», такая конструкция станет на 50-60% эффективней по сравнению со всеми эксплуатирующимися современными самолётами.

Интересную и многообещающую конструктивную схему самолёта начали разрабатывать учёные из России для эксплуатации его на гражданских авиалиниях. По этому поводу гендиректор Центрального Авиационного Гидродинамического института им. Н.Е. Жуковского Б. Алёшин, выступивший перед учёной молодёжью на конференции, выразился так:
«В сфере гражданской авиации к 2030 году будут созданы новые летательные конструкции, имеющие принципиальное отличие в аэродинамике. Наиболее перспективной является схема «летающее крыло», такая конструкция станет на 50-60% эффективней по сравнению со всеми эксплуатирующимися современными самолётами. Достигнуть такого необычного результата помогут методы индустриального внедрения композитных схем.
Мощный эффект должен получиться не только за счёт новейших технологий, но и за счёт воздействия промышленной индустрии на весь ход модернизации. Авиапредприятия по изготовлению самолётов оснастят новейшей техникой и полностью автоматизируют.
В нише двигателестроения будущие технологи и инженеры станут работать со схемами двигателей особых конструкций. Привычный образ двигателя примет совершенно иные формы – он будет разнесён и интегрирован в несущую конструкцию крыла летательного аппарата более высокой степени совершенства.
Самолётостроение уже готово выйти на новый уровень технологий, старые аэродинамические компоновки канут в лету и уже к 2020 году, другие конструктивные решения прочно займут своё место в авиастроительной области».
В бывшем СССР конструкции типа «летающее крыло» разрабатывали начиная с 1922 года, тогда занимался конструированием подобных схем Борис Черановский – это планёры БИЧ и в 1930-40-х годах конструктор Никитин создал планёр-торпедоносец специального назначения. В современной России уже около четверти века учёные и конструкторы создают приемлемый облик схеме «летающее крыло» (ЛК) для дальнемагистаральных пассажирских лайнеров.
Ещё в 1947 году Джек Нортроп сформулировал основные требования к аэродинамической схеме ЛК. Всего два пункта – это первый где указывается, что такой самолёт должен быть достаточно больших размеров, чтобы все возможности этой схемы использовать в полной мере и второй пункт, где говорится в самолётах транспортниках или бомбардировщиках размер человеческого тела не должен ограничивать объём и разумная толщина крыла легко позволяет разместить коммерческий груз, топливо или бомбовую нагрузку.
Основным преимуществом схемы ЛК является отсутствием в компоновке больших площадей управления и корпуса самолёта, что позволяет разместить гораздо больше груза и увеличить объём топлива. Существенным недостатком такой схемы была неустойчивость самолёта в полёте, обусловленная близким расположением центра масс к управляющим поверхностям. Этот параметр удалось исключить с помощью интегрирования в схему управления электродистанционных систем.

В ЦАГИ на испытаниях
Модель «летающее крыло» в ЦАГИ при продувке в аэродинамической трубе

При продувке в аэродинамической трубе специалистами ЦАГИ модели ЛК на больших числах Рейнольдса и крейсерской скорости М=0.88 дали весьма ценные результаты. Такая схема предоставляет возможность значительно увеличить аэродинамическое качество до 23 на крейсерских скоростях и эффективно уменьшить шум, применяя экранирование двигателей элементами конструкции планера.

Если раньше рассматривались схемы летательных аппаратов «летающее крыло» рассчитанные на пассажировместимость до 1000 мест, то в настоящее время наибольшее внимание уделяется небольшим конструкциям – до 200 пассажиров. Эти схемы ЛК можно конструировать и изготовлять в России своими силами, не привлекая зарубежные ресурсы.

comments powered by HyperComments