Ведущие российские вертолётостроители на пороге создания новой скоростной машины

Боевой вертолёт пятого поколения будет прежде всего скоростной машиной – это требование Минобороны является основным. Разработки по программе перспективного скоростного вертолёта (ПСВ) КБ Миля и Камова велись раньше, но задача была не выполнена из-за огромных расходов на обслуживание и эксплуатацию этих машин, которые превосходили все разумные пределы. Превысить скорость в 400 км/час – эта приоритетная задача осталась и у новой программы скоростной боевой машины (СБВ). Интересно, как поставленную задачу решают два ведущих российских КБ – Миля и Камова.

Несущие системы и кабины экипажей новых вертолётов

Ещё при разработке старого проекта ПСВ, КБ Миля на своей летающей лаборатории Ми-24 с классической одновинтовой схемой создало принципиально новые лопасти, которые позволили повысить скоростные режимы. Новая конструкция лопастей винтов сделала возможным увеличить максимальную скорость на 10%, а скорость крейсерского режима повысилась на 13 процентов.

Камовским конструкторам, с присущей им сосной схеме с ограничениями в максимальной скорости из-за высокого лобового сопротивления, пришлось извернуться и пойти по пути установки толкающих винтов для увеличения горизонтальной скорости. Это несколько усложнит работы по обслуживанию машины, но позволит увеличить скорость до 500 км/час и при этом конструктивные изменения останутся небольшими, так как ударные камовские вертолёты строились с учётом таких аэродинамических схем.

камовская машина

Примерный облик машины КБ Камова

Для поддержания высокоскоростного режима на обоих проектах боевых вертолётах пришли к решению на увеличение площади боковых крыльев до 40%, что позволит разгрузить несущие винты, а высвободившуюся мощность направить на повышение скорости.

В КБ Миля для уменьшения веса решили выполнить кабину экипажа в одноместном варианте, естественно, брони пойдёт на защиту меньше, а новые зализанные формы носовой части, включая саму кабину значительно снизят аэродинамическое сопротивление воздушного потока.

Камовские разработчики такую схему с одним пилотом использовали ранее для Ка-50, но для пилотирования «Чёрной акулы» нужны были лётчики с высокой квалификацией. Так что Минобороны вряд ли согласиться на уменьшение состава экипажа, а двухместная кабина для боевого вертолёта – это условие всех зарубежных заказчиков российской военной техники.

Двигатели, авионика и вооружение новых скоростных машин

Ни для кого не является секретом, что основная силовая установка для этих проектов боевых машин будет двигатель ВК-2500М. Это не очередная модернизация, а совершенно новый агрегат, разрабатываемый в Петербурге на АО «Климов».

Мощность двигателя возрастёт до 2700 л.с, но это не самое главное, примечательно то, что уменьшение числа деталей в моторе снизит вес силовой установки на 20%. Повышение технологичности процесса изготовления механизмов двигателя приведёт к сокращению расхода топлива на 7% и увеличению срока межремонтного ресурса, а конструктивное решение в виде отдельных модулей позволит выполнять ремонтные работы на полевых аэродромах. Сертификация нового агрегата ВК-2500М запланирована на 2023 год и на это же время ожидается серийный выпуск боевого скоростного вертолёта.

По оценке директора технического департамента холдинга «Вертолёты России» Н. Фёдорова лишь три системы машины можно считать полностью доработанными и отличающимися высоким качеством исполнения – это программное обеспечение навигации, пушечная установка и система управления полётом.

Сложности в системах управления огнём в России возникли тогда, когда Украина по известным причинам в 2014 году перестала поставлять нам визоры, приборы целеуказания и остальное оборудование, производимое украинскими фирмами. Отечественным производителям удалось в короткие сроки наладить выпуск российских систем целеуказания и летом 2017 года это оборудование получили новые истребители и таким образом, можно считать этот вопрос решённым.

В ходе разработки новых боевых вертолётов, будут доработаны и доведены до ума такие системы, как бортовой компьютер, прицел с индикатором на лобовом стекле, БРЛО, оптико-электронные датчики и неуправляемые ракеты.

Новые скоростные вертолёты получат новейшую РЛС, позволяющую определять цели для противотанковых ракет и облегчённую оптико-электронную обзорную систему ОЭС-52 на гиростабилизированной платформе.

ПСВ Миля

Вертолёт-демонстратор ЛЛ Ми-24

Боевые машины будут оборудованы системами предупреждения о столкновении с земной поверхностью, синтетического видения для лётчиков и улучшенным обзором. Система обмена данными будет работать с повышенной скоростью до 35 Мбит/сек. Многоканальная головка самонаведения в новой лёгкой управляемой ракете, работающей по принципу «пустил и забыл», позволит поражать цели на удалении до 18 километров.

Заключение

Очевидно, что обоим КБ Миля и Камова предстоит серьёзно потрудиться, чтобы внедрить новую авионику и вооружение на разрабатываемых машинах. Высокий уровень инновационности новых боевых вертолётов заставляет задуматься о сроках серийного производства. Думается, что задача выпуска машин в серию в 2023 году будет реализована лишь при условии оборудования вертолётов переходными системами.