Компания Boieng взбудоражила мировую общественность, представив на всеобщее обозрение крупномасштабную модель летательного аппарата, способного развивать гиперзвуковую скорость и позволяющего в теории вести разведовательные действия и поражать наземные цели. Если ранее Пентагон заявлял, что в разработке гиперзвукового оружия техническое преимущество имеют Россия и Китай, то в данный момент, похоже, США вновь включились в погоню за гиперзвуком.
Экскурс в прошлое
В далёком 1954 году фирмы Боинг и Норт Америкен получили задание на разработку проектов стратегических бомбардировщиков с высокой сверхзвуковой скоростью и межконтинентальной дальностью.
Предстояла сложная задача совместить эти качества, которая усугублялась низкой экономичностью, существовавших тогда двигателей, малоизученной аэродинамикой сверхзвуковых скоростей и ещё не появившихся к тому времени высокопроизводительных ЭВМ. Перед разработчиками стоял неразрешённый вопрос достигнуть высокого аэродинамического качества на сверхзвуковой скорости, задача, которая не полностью решена даже в наше время.
Представленные проекты машин выразились в огромных размерах самолётов с большим запасом топлива, эксплуатация их с имеющихся аэродромов была невозможной и они (проекты) были отклонены и отправлены на доработку.
Позже основным стал проект Норт Америкен – это была машина с уменьшенной взлётной массой до 200 тонн, позволившая достигнуть сверхзвуковой скорости до М=1.5-2, дальность увеличилась до 9600 км на высоте крейсерского полёта 15 тыс.м, а максимальное число М возросло до 3.
Такие характеристики удалось бы получить благодаря применению бороводородного топлива, но далее из-за высокой токсичности, огромной стоимости и сложности производства от него отказались, несмотря на то, что был построен даже завод по производству этого горючего и был разработан двигатель J95-GE-5 YF, работающий на бороводороде.
Но несмотря на это разработчики фирмы Норт Америкен упорно решали задачи по улучшению аэродинамических качеств, совершенствуя компоновку самолёта. Конструкторы сделали цельноповоротным переднее горизонтальное оперение, снизив тем самым балансировочное сопротивление.
Большой удачей стала идея конструктивно разметить двигатели в одной гондоле под крылом с плоским воздухозаборником, выступающим в виде неподвижного клина. На сверхзвуковой скорости в таком случае создавались косые скачки уплотнения, которые приводили к повышению подъёмной силы крыла.
Надо отдать должное конструкторам фирмы, реализовавших идею отклоняемых концевых частей крыла, что позволило повысить устойчивость машины на высоких скоростях, повысить аэродинамическое качество и уменьшить размеры вертикального оперения.
Но первые успешные испытания ракетного вооружения выявили большую перспективность этого оружия и поставили под сомнение необходимость использования стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков. Всего было построено три опытных образца самолёта В-70, получившего позднее название «Валькирия».
На второй опытной машине был продемонстрирован полёт со скоростью 3 М в течение 32 минут на высоте 21 км 19 мая 1966 года, и именно этот самолёт потерпел катастрофу, столкнувшись с сопровождавшим его истребителем F-104.
После этого происшествия работы по проекту «Валькирия» быстро свернули, но само конструирование такого самолёта было большим техническим достижением и изобретённые технологии в дальнейшем помогли в создании самолётов F-111, Локхид С-5 и истребителя F-4.
Новый проект Valkyrie II
И вот спустя более полувека, американцы заявляют о новом проекте гиперзвукового летательного аппарата, который как уверяют разработчики будет лететь быстрее пули в два раза, при этом он способен нести ракеты и вести разведку.
Из представленных сведений от компании Боинг этот проект будет реализован не ранее второй половины 30-х годов текущего столетия и считается весьма перспективным из-за особой технологии, позволяющей создать военную машину способную облететь земной шар за три часа и нанести ядерный удар в любой точке планеты.
Пока компанией Boeing продемонстрирована всего лишь модель БПЛА, создание крупномасштабного прототипа ожидается в конце 20-х годов, но всё это возможно только при условии надлежащего финансирования и если при внедрении проекта в жизнь не возникнут большие сложности.
Как пишут западные СМИ, на разрабатываемом летательном аппарате будет реализовано конструктивное новшество – конфигурация waverider, способная использовать ударные волны, возникающие при полёте на гиперзвуке для снижения коэффициента сопротивления и прироста подъёмной силы.
Пока ещё нет окончательного одобрения на разработку проекта и могут возникнуть трудности при его реализации, компания Boeing решила построить модель с одним двигателем, соизмеримую по масштабу с самолётом F-16.
Изготовление опытного образца летательного аппарата в натуральную величину будет следующим этапом создания стратегической машины уже с ожидаемым обозначением Boeing Valkyrie II, видимо, по ностальгической аналогии со сверхзвуковым бомбардировщиком прошлого века Норт Америкен ХВ-70 Валькирия.
Сторонники этого проекта утверждают, что такой летательный аппарат сможет донести ядерные заряды США в любую точку мира, преодолев ПВО противника за счёт возможностей гиперзвуковой скорости. Противники, наоборот, считают, что такой уникальный проект при существующих технологиях невозможен, поскольку возникновение проблем любого плана при доработке деталей делают его невероятно дорогим.
Заключение
Как бы то ни было, очевидно, что американские авиастроители уже включились в гонку за гиперзвуком и желают вернуть себе утраченное лидерство в строительстве гиперзвуковых стратегических машин.