Этот учебно-тренировочный самолёт взял самое лучшее у своих предшественников — Як-50 и Як-18А. Машину оснастили новым мощным мотором, поставили современные радиотехнические системы и авионику, теперь на Як-52 можно не только выполнять фигуры сложного пилотажа, но и обучать самолётовождению и полётам по приборам.
История создания
В 1977 году молодые конструкторы ОКБ им. А. Яковлева под руководством В. Кондратьева приступили к созданию машины, удовлетворяющей противоречивым требованиям. Ведь если для учебного самолёта нужно быть более тяжёлым и устойчивым в управлении, исключающим возможность срыва в штопор, то для спортивно-тренировочного ручка управления должна быть лёгкой, а запас устойчивости минимальным.
Як-52 предназначался также для освоения навыков приборного полёта и в сложных метеоусловиях, для этого его надо было оснастить соответствующим навигационным оборудованием, что значительно увеличивало вес машины и создавало сложность при выполнении пилотажа.
С помощью опытных инженеров и наставников молодые конструкторы успешно решили эту задачу, они тщательно изучили поведение машины на взлёте и посадке, испытали на всех штопорных режимах и исследовали самолёт на максимальных скоростях и перегрузках.
Самолёт отличался от своего предшественника по внешнему виду лишь наличием двухместной кабины и передней стойки шасси, что для первоначального обучения значительно упростило руление и выполнения взлёта и посадки.
После заключения приёмной комиссии, машина была допущена к государственным испытаниям и в 1979 году первый опытный самолёт взмыл в воздух. Серийное производство организовали в Румынии и к 2000 году выпустили в серию более 1800 новых машин.
Особенности конструкции
Аэродинамическая схема Як-52 представляет собой моноплан с крылом низкого расположения, одним мотором повышенной мощности и традиционной схемой вертикального и горизонтального оперения.
Крыло цельнометаллическое, однолонжеронного типа, механизация состоит из посадочных щитков и элеронов. Учитывая опыт эксплуатации Як-18А, уборка стоек шасси Як-52 происходит по такому же принципу, шасси полностью не убираются, а остаются поджатые к планеру, выступая наружу так, чтобы в случае забывчивости обучаемого, посадка произошла без тяжёлых последствий для пилота и машины.
Самолёт оснастили новой топливной системой — в крыле разместили два основных бака по 65 литров, а расходную ёмкость установили внутри корпуса, она нужна была для перевёрнутого полёта и пилотирования машины при минусовых перегрузках.
Новая силовая установка М-14П обладает повышенной мощностью в 360 л.с, что позволяет машине с лёгкостью выполнять как обратный, так и прямой пилотаж.
Кабина обучаемого расположена спереди, а сзади располагается инструктор, фонарь из прозрачного материала имеет две сдвижные части. Як-52 оборудовали курсовой системой, радиокомпасом, новой радиостанцией и переговорным устройством. Приборное оборудование обеспечивает выполнение полётов в сложных метеорологических условиях.
Для обучения полётам по приборам имеется устройство, имитирующее отказ пилотажных приборов, имитатор включает инструктор и проверяет реакцию обучаемого. Установлен сигнализатор опасных режимов полёта, предупреждающий о приближении к критическим значениям по крену, тангажу и перегрузке.
Разработчики позаботились о комфортных условиях при выполнении полетов зимой, для этого кабину оснастили системой обогрева и вентиляции, позволяющую нормально функционировать оборудованию и спокойно работать пилотам до температуры — 450С за бортом.
На Як-52 в училищах курсанты получают навыки пилотирования самолёта, это единственная в мире машина позволяющая с нулевого уровня вырасти до мастера спорта по пилотажу.
Лётно-технические характеристики
- Экипаж — 2 чел
- Максимальная скорость у земли — 420 км/ч
- Максимальная скорость на высоте — 350 км/ч
- Скорость крейсерского режима — 230 км/ч
- Длина взлётной дистанции — 180 м
- Длина посадочной дистанции — 300 м
- Потолок — 6 тыс. м
- Дальность — 510 км
- Длина самолёта — 7, 68 м
- Высота самолёта — 2,7 м
- Размах крыла — 9,3 м
- Вес неснаряженного самолёта — 1040 кг
- Максимальный взлётный вес — 1315 кг
- Количество топлива в баках — 100 кг
Видео: пилотаж на Як-52 глазами пилота
Як-52 — это тот универсальный самолёт, который стал отличной воздушной учебной партой для новичка курсанта и машиной для совершенствования мастерства и оттачивания техники пилотирования для зрелого и уверенного в себе пилота. Конструктивные особенности, заложенные в своё время ещё в Як-18А пригодились и сейчас, ведь то, что служило верой и правдой для становления на крыло молодых пилотов столь продолжительный срок, нельзя просто так отбросить даже в наш техногенный век.