Двадцать лет назад 6 декабря 1997 года размеренную жизнь жителей Иркутска прервала страшная трагедия, на четырёхэтажный дом рухнул огромный самолёт и унёс с собой 72 жизни. Находящиеся на борту 23 человека, включая экипаж и ещё 49 человек на земле, среди которых 14 детей, погибли под обломками домов и сгорели в страшном пламени, вспыхнувшего авиационного топлива.
Накануне этого события была закончена погрузка в Ан-124 двух самолётов Су-27КУБ и на следующий день запланировали вылет с заводского аэродрома «Иркутск-2» во Вьетнам с промежуточной посадкой во Владивостоке.
В субботу 6 декабря, набрав высоту всего лишь 66 метров после взлёта в 14:42 по местному времени, полностью заправленный самолёт, накренившись на левый борт упал на жилой массив и сгорел, разрушив почти полностью четырёхэтажный дом и прихватив ещё несколько десятков человеческих жизней.
Военный экипаж Ан-124 и его командир подполковник Владимир Фёдоров были хорошо подготовленными и опытными лётчиками. Поэтому они, выполняя до конца свой долг, сумели отвести самолёт от более населённых кварталов, но не хватило буквально доли секунды, чтобы отвернуть и от этих жилых зданий.
Последовательность и стремительность событий не оставила экипажу и сопровождающим экспортные самолёты никакой надежды. Судите сами – спустя три секунды после отрыва начинается помпаж третьего двигателя и он теряет тягу, ещё через шесть секунд отключается, как позже было установлено двигатель №2 из-за отказа электромагнитного клапана.
Через две секунды после отказа второго двигателя происходит помпаж двигателя №1 и тяги у одного оставшегося двигателя не хватает. Махина самолёта с 73-метровым размахом крыльев и левым креном обрушивается на четырёхэтажку №45, задев детский садик и частично разрушив ещё один дом.
Заправленная под завязку 140 тоннами авиационного топлива машина вспыхивает и начинается пожар, который длительное время не удаётся погасить спасателям, оперативно прибывшим на место катастрофы. Работа по спасению людей затруднялась ещё и тем, что после погашения огня оставшийся керосин мог загореться в любой момент.
Как бы ни казались очевидными причины катастрофы из-за отказа сразу трёх двигателей, но двойной помпаж сам по себе не возникает, у него должны быть объективные причины. «Чёрные ящики» Ан-124 в этом страшном пожаре сгорели и точную версию происшествия определить не удалось.
Ранее с двигателями Д-18Т запорожского завода «Мотор-сiч» была история проблем с газодинамической устойчивостью, приводящая к возникновению помпажа, однако, украинская сторона всё отрицала, ссылаясь на эксперименты, которые они провели, выясняя причину отказа.
Серия опытов разработчика двигателей Д-18Т и производителей «Мотор-сiч» позволила выдвинуть версию отказа двигателей из-за некачественного керосина с большой долей воды. При минус 22 0 С такая смесь застывает и перекрывает фильтры топлива в баках или фильтры теплообменника, что приводит к помпажу и остановке моторов.
Версия с перегрузкой самолёта сразу отпала, поскольку вес двух истребителей Су-27КУБ был не более 40 тонн, а Ан-124 позволял брать на борт груза порядка 150 тонн и тем более были отметены слухи о сознательной диверсии.
Комиссия по расследованию этой трагедии так и не пришла к единому мнению. Долго хранившиеся на территории иркутского авиазавода обломки разбившегося «Руслана» были пущены в металлолом и реконструировать происшедшую катастрофу теперь не представляется возможным.
Загадка гибели самого большого транспортного самолёта в мире осталась нерешенной и остался вопрос: какая острая необходимость была взлетать в сторону жилых кварталов, когда обратный курс давал возможность взлёта на незастроенную территорию и тем самым спасти десятки жизней?