Ил-86 Российский аэробус

Ил-86

Этот широкофюзеляжный пассажирский самолёт стал первой попыткой создать машину такого класса. Всего построили немного больше сотни Ил-86, к сожалению, расчетных характеристик достичь не удалось. Дальнейшим развитием этого лайнера стал Ил-96, самолёт получился очень удачный, но после распада СССР из-за финансовых трудностей он строился ограниченной серией.

История создания

В сентябре 1969 года в ОКБ Ильюшина приступили к разработке нового большого пассажирского авалайнера. Обязательные требования к самолёту включали непременную эксплуатацию его с существующих наземных баз, аэропортов и взлётно-посадочных полос.

Новый авиалайнер должен быть оснащён тремя выходами и автономными устройствами для посадки и высадки пассажиров, не задействуя имеющиеся средства аэропорта. Транспортировка багажа предлагалась по принципу «багаж при себе плюс контейнеры».
Первые два опытных самолёта начали строить в 1974 году и первый из них поднялся в воздух 22 декабря 1976 года. В июне 1977 года этот Ил-86 был продемонстрирован на авиационо-космическом салоне в Париже.

Головной серийный авиалайнер совершил свой пробный полёт в октябре 1977 года, а в сентябре 1979 года первые машины начали поступать в «Аэрофлот». Производство серийных самолётов было налажено на Воронежском авиационном заводе. Построили всего106 Ил-86 и четыре из них для министерства обороны.

Рейс Москва — Ташкент 26 декабря 1980 года положил начало коммерческой эксплуатации Ил-86 на внутренних линиях, на международных маршрутах — в июле 1981 года. Ранее прогнозируемые закупки машин так и не состоялись — все самолёты эксплуатировал «Аэрофлот».

Конструкция авиалайнера

ил 86 крыло

ил-86

Ил-86 – это моноплан с низко расположенным крылом с четырьмя турбовентиляторными двигателями, размещёнными на подкрыльевых пилонах и фюзеляжем шириной 5,7 метра.

Крыло самолёта стреловидное, консольного типа, со стреловидностью по линии четвертей хорд 350. Шасси — с носовой двухколёсной опорой и тремя основными стойками (две под крылом и одна — под фюзеляжем), каждая с четырёхколёсной тележкой.
Силовая установка Ил-86 включает четыре турбовентиляторных двигателя НК-86 с тягой 127,5 кН. Эти двигатели стали ахилессовой пятой авиалайнера, несмотря на конструктивные ухищрения они обладали повышенной шумностью, что стало одним из факторов прекращения эксплуатации Ил-86 в начале 2000-х годов.Штатный экипаж состоит из трёх человек: двух пилотов и бортинженера. Бортинженер размещён лицом к хвостовой части самолёта, но его кресло сделано вращающимся, чтобы он управлял РУД на взлёте и посадке. Предусмотрено место для штурмана, который вводился в экипаж при выполнении международных полётов.

Из радиолокационного оборудования больше всего интересен, установленный на Ил-86 навигационный комплекс БНК-2П «Пижма», который позволяет решать задачи самолётовождения, программирования маршрута, захода на посадку в режиме автомат и определение угла сноса и измерения скорости, с помощью РЛС «Гроза-86» получать изображение земной поверхности и определять очаги грозовой деятельности.

Салон Ил-86

Салон Ил-86

В авиалайнере предусмотрены места на 350 пассажиров. Кресла располагаются по девять в ряд с двумя проходами, внутренний объём фюзеляжа вмещает три салона, разделённых гардеробами. При входе в самолёт пассажиры попадают сначала на нижнюю палубу к багажным ячейкам, где располагают свой багаж, потом по трём лестницам поднимаются вверх и попадают в салон для пассажиров.

Лётно-технические характеристики

  • Длина самолёта — 59,94 м.
  • Высота самолёта — 15,81 м.
  • Размах крыла — 48,1 м.
  • Максимальный взлётный вес — 215 т.
  • Количество топлива — 113,95 т.
  • Загрузка — 350 пассажиров или 42 т.
  • Двигатели — 4 х ТРДД НК-86.
  • Тяга — 4 х 13000 кгс.
  • Крейсерская скорость — 950 км/час.
  • Дальность при максимальной загрузке — 3800 км.
  • Потолок — 12 тыс. м.
  • Экипаж — 3–4 чел.

Безопасность самолета Ил-86

Говорить о воздушном судне как о «абсолютно безопасном самолёте» – это нонсенс, потому что это понятие вещь весьма относительная. Воздушный лайнер с широким фюзеляжем, построенным в 1974 году, 25 лет стоял в числе самых безопасных аэробусов мира. В воздухе случается всякое, такие ситуации из которых, казалось, не выберешься, но на Ил-86 всегда количество взлётов совпадало с количеством посадок.

ил — 86

ил-86

Дели 8 марта 1994 года

Всего за время эксплуатации Ил-86 зафиксировано ещё три лётных происшествия. В аэропорту Дели 8 марта 1994 года, стоящий на стоянке российский авиалайнер, задел падающий Боинг 737, пострадал обслуживающий персонал.

Шереметьево-1

В июне 1997 года Ил-86 произвёл грубую посадку в Шереметьево-1, из-за больших повреждений самолёт был списан.

Международный аэропорт Дубая

21 сентября 2001 года при заходе на посадку экипаж забыл выпустить шасси, при соприкосновении с посадочной полосой Ил-86 вспыхнул. Жертв нет.

Катастрофа, происшедшая 28 июля 2002 года, разрушила имидж Ил-86 как самого безопасного воздушного перевозчика. Выполняя взлёт с аэродрома Шереметьево, машина буквально как конь встала на дыбы, в результате была потеряна устойчивость и самолёт вошёл в плоский штопор на высоте 600 метров. Это произошло по причине установки стабилизатора на угол близкий к максимальному, но кто выдал команду — экипаж или электроника не удалось выяснить до сих пор. Пилоты боролись до конца, пытаясь выправить положение, но им это не удалось.

Этот «технический рейс» незаслуженно вычеркнул четверть века безаварийной эксплуатации лайнера — ни одной жизни пассажира на совести аэробуса нет.

Ил-86 Российский аэробус: 2 комментария
  1. михаил:

    эксплуатация данного летательного аппарата выявила в силу не экономичных и шумных двигателей его крайне низкую рентабельность

  2. Владислав:

    Ил-86- это устройство для переработки огромного количества керосина в шум. Сам по себе самолет неплохой, при условии ремоторизации и сокращение количества членов экипажа до 2х человек. Но это уже совсем другая история (с)

Добавить комментарий
* Все комментарии проходят модерацию