Всего три авиастроительные компании в мире способны на изготовление широкофюзеляжных самолётов – это Boeing из США, европейская корпорация Airbus и российский Ил. Но, европейским и атлантическим партнёрам конкурент в лице РФ очень мешает жить и они всяческими праведными и неправедными способами вставляют палки в колёса нашей возрождающейся авиастроительной отрасли в этом сегменте мирового рынка.
Препятствия на пути производства широкофюзеляжного лайнера
Последовавший сразу за развалом Советского Союза спад в экономике был губителен для гражданской авиации. С трудом завоёванные позиции сдавались добровольно, но основной вред был нанесён «антипромышленным лобби», существующим и по сей день, которое практически уничтожило всю авиапромышленную отрасль РФ. Бурная деятельность этих чиновников и политиков привела нас к плачевному результату – 98% всего самолётного парка гражданской авиации являются машинами иностранного производства.
Ключевые должности профессионалов были отданы армиям и дивизиям высокооплачиваемых «эффективных менеджеров и бухгалтеров». Заняв места генеральных конструкторов, гендиректоров корпораций, ФГУПов, КБ и НИИ эти люди под лозунгом «бабло побеждает всё» и при отсутствии системных знаний в области высоких технологий профукали огромные пласты проблем в авиастроительной отрасли.
Масло в огонь подлил в свою бытность на посту министра транспорта Игорь Левитин, который додумался в силу своей некомпентентости отменить Наставление по производству полётов. Отменив этот основной документ, написанный кровью предыдущих поколений пилотов, он сделал предпосылки для порождения, последовавших вскоре кошмарных катастроф в гражданской авиации.
Преследуя конкурентные цели, компания «Эрбас» прямо предлагает посреднику при заключении контракта 10% от всей суммы сделки, а корпорация «Боинг» без стеснения докладывает о 72 млн долларов, которые пошли на взятки чиновникам в странах СНГ. Вот откуда у чиновников нашего правительства и авиаотрслевых корпораций появились такие большие недекларируемые доходы.
Ещё в конце 50-х годов в ответ на появление у СССР турбореактивного лайнера Ту-104, Европа тут же сочинила запрет на полёты двухдвигательных самолётов, якобы это не соответствует существующим нормам безопасности. КБ Туполева пришлось срочно разрабатывать машину с четырьмя реактивными двигателями Ту-110, чтобы обойти этот запрет.
Повторилась эта история в 2014 году, когда США и Европа ввели санкции на ограничение ввоза в Россию новых технологий и теперь нашей стране приходиться собственными силами укреплять обороноспособность и заботиться о поддержании воздушных перевозок от западных до восточных окраин нашего необъятного государства. Вот почему так стал необходим гражданской авиации дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт Ил-96-400М.
Дальнемагистральный широкофюзеляжный Ил-496
В прессе на рубеже 2014-2015 года появились сообщения о разработке проекта российского ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт) и почти одновременно о намерениях возобновления выпуска Ил-96. Вызывало недоумение, зачем стране нужны две похожие машины, но всё разрешило выступление вице-премьера В. Рогозина, который заявил, что новый стратегический лайнер рассчитывают построить лишь в 2027 году и именно в это время Ил-96-400М свяжет дальневосточные окраины с центральной частью России и наладит чартеры, где потребуются вместительные лайнеры.
На новой машине Ил-96 управление осуществлять будут два пилота и вместо моторов ПС-90А1 машину оснастят новыми двигателями ПД-14М, которые имеют тягу в 16-17 тонн. Но так как мощности ПД-14М явно недостаточно, скорее всего, на версии 400М оставят хорошо знакомые ПС-90А1. Их заменят на ПД-18Р, как только эту силовую установку испытают и сертифицируют.
Производственное авиационное предприятие «Ил» приняло решение, что дальнемагистральный лайнер Ил-96-400М будет в последующем именоваться, как Ил-496. В новой машине будет изменена расстановка кресел, самолёты с бизнес-классом получат 370 мест, самая экономичная версия станет по вместимости из 436 кресел. Такая перекомпоновка повысит топливную эффективность и новый лайнер по операционной экономике станет сопоставим с Airbus A330-300 и Boeing 777-200.
Инженеры ОКБ Ильюшина рассчитали с учётом планируемых улучшений, показатель прямых эксплуатационных расходов варианта Ил-496 с 332 креслами и Airbus A330, операционная экономика этих машин оказалось настолько близка, что российский лайнер становится более конкурентноспособен.
Специалисты считают, что Ил-496 не нуждается в дополнительные тестовых проверках корпуса и систем. Его конструкция настолько грамотно разработана, что имеющийся ресурс в 70 тысяч часов для машины не предел. Максимальный вес лайнера в течение эксплуатации постепенно довели с 230 тонн до 250, а затем и до 270 тонн, дальнейшее увеличение веса конструкторы не предполагают.
Заключение
Уже в 2019 году Воронежский завод изготовит первый лётный экземпляр пассажирского лайнера Ил-496 и следующие пять машин в период с 2020 по 2023 год пополнят парк Государственной транспортной лизинговой компании, которые будут в дальнейшем осуществлять авиаперевозки между столицей и городами Хабаровск и Владивосток. Правительство планирует экономически поддержать проект производства Ил-496 и выделяет на его реализацию до 2021 года 50 млрд рублей.