На западе, да и у нас в России есть сверхзанятые и весьма богатые люди, которым неважна стоимость и они готовы платить очень большие деньги за самую высокую ценность – своё время.
Немного истории
В объединённой авиастроительной компании (ОАК) своевременно оценили такие запросы и начали разработку новой пассажирской машины, в основе которой будут использованы наработки последней модификации ракетоносца Ту-160. Надо отметить, толчком послужило высказывание нашего президента о создании гражданского сверхзвукового лайнера на базе модернизированного стратегического бомбардировщика «Белый лебедь».
Он дал понять, что хотя российское авиастроение только пошло на подъём после распада Советского Союза, но и нельзя работать, не заглядывая в перспективы ближайшего будущего нашей авиации, а разработка сверхзвукового пассажирского самолёта и будет такой вехой на пути развития авиационной отрасли.
В СССР сверхзвуковой пассажирский самолёт уже был построен и эксплуатировался на линии Москва — Алма-Ата – это был 100-местный лайнер Ту-144. Билет в один конец на этот рейс стоил 80 рублей, а средняя месячная зарплата на то время составляла 120 рублей. Государству приходилось дотировать эксплуатацию Ту-144, он фактически не приносил прибыли и было решено снять с производства эту машину.
Аналогичная история произошла и с французским сверхзвуковым пассажирским лайнером Concorde, использовать его было не рентабельно даже для таких крупных компаний, как Air France и British Airways. Справедливости ради надо отметить, что западноевропейский Конкорд эксплуатировался значительно дольше, чем российский Ту-144.
Заместитель гендиректора фирмы «Туполев» Валерий Солозобов рассказал, что после 2015 года, когда было принято решение о модернизации Ту-160, было несколько писем от арабского шейха, далеко не «бедного жителя Греции», миллионера из Австралии и других богатых людей мира о желании заказать пассажирский самолёт на основе Ту-160 или Ту-22М3.
«Туполевцы» и сейчас могут создать 25-местную сверхзвуковую машину, работающую на жидком водороде. Когда-то такой самолёт был разработан на базе Ту-154, он был построен и летал, но наряду с его невероятной экологичностью, производство топлива на основе водорода весьма дорогой и сложный процесс. Этот продукт чрезвычайно взрывоопасен, поэтому топливный бак на Ту-154 из-за соображения безопасности занимал больше половины салона. Так, что такая дорогая игрушка вряд ли найдёт покупателя.
Создание сверхзвукового пассажирского самолёта – это очень большие деньги, к тому же он должен пройти наземные, лётные испытания и тестирование, в этом случае нужны не только письма-заявки, а конкретный пакет предоплат на несколько миллионов долларов, только тогда можно приступать к строительству такой машины.
Что может российское авиастроение
Зарубежные заказчики весьма интенсивно интересуются гражданской версией наших стратегов Ту-160 и Ту-22 ещё с середины 2000 годов. До 2015 года конкретных предложений не поступало, всё изменилось после начала модернизации Ту-160. Надо понимать, что сделать из «Белого лебедя» пассажирский лайнер весьма накладно, проще такую сверхзвуковую машину заново спроектировать и построить.
Военный Ту-160 и пассажирский лайнер – это совершенно разные машины, так что речи о каком-либо копировании не может быть. Ведь исходя из соображения секретности, у самолёта будет иная авионика и другая система управления, снято всё вооружение и демонтирован бомболюк, с большой долей вероятности изменится схема крыла.
Предполагается, что сверхзвуковой пассажирский самолёт будет оснащён такой же силовой установкой, как и модернизированный Ту-160, с 25-тонной тягой на режиме форсажа. Современные двигатели НК-32-02 изготовленные в Самаре авиационным объединением «Кузнецов», позволят этой машине спокойно преодолевать звуковой барьер.
Подобная силовая установка будет применяться также в перспективном авиационном комплексе дальней авиации. Остаётся только определиться с дизайном пассажирского салона, сделать его на уровне современных требований, что для отечественных авиаконструкторов не такая уж сложная задача. Гражданская версия сверхзвукового пассажирского лайнера для заказчика будет стоить 140-150 млн евро.
В любом случае для Казанского авиационного завода это направление не столь приоритетное, основные усилия будут задействованы на выполнение контракта военного ведомства – это производство пятидесяти новых Ту-160М2 и подготовка к полёту опытного образца ПАК ДА, запланированного на 2023-2024 год.
По заверению вице-премьера Д. Рогозина, с введением в строй новых цехов для производства ПАК ДА, у авиационного завода в Казани будет достаточно мощностей, чтобы не отрываясь от основной задачи, поставленной Минобороны, параллельно строить сверхзвуковой гражданский самолёт.
Заключение
Реализовать создание пассажирской сверхзвуковой машины вполне возможно, надо лишь найти рынок для её эксплуатации, который по мнению экспертов, наиболее вероятен для богатых людей Америки – это рейс, соединяющий два побережья Нью-Йорк – Лос-Анжелес и маршрут для арабских шейхов Абу-Даби – Париж. Это будет дорого, но быстро.