Людям старшего поколения хорошо известен поршневой пассажирский самолёт Ил-14, но немногие знают, что в 80-х годах прошлого столетия в ОКБ им. Ильюшина началась разработка нового регионального турбовинтового самолёта Ил-114. Впервые эта машина поднялась в воздух в конце марта 1990 года и лишь в 1997 году по причине недофинансирования прошла сертификацию. Производство самолёта так и не было налажено, он выпускался лишь мелкими сериями. Но, потребность в таком региональном лайнере росла год от года и незаслуженно забытому самолёту пришлось дать вторую жизнь.
Пятая колонна в российской авиаотрасли
Весь постсоветский период вплоть до 2014 года в России процветало промышленное лобби, состоящее из отдельных финансовых кланов и чиновников федерального уровня, держащих тесную связь с зарубежными авиакомпаниями, поставивших своей целью окончательное уничтожение российской авиапромышленности. Надо заметить, что оно (лобби) существует и поныне, но только поубавило свою агрессивность.
Самый яркий представитель этого лобби, работающего на деиндустриализацию России, является зять Бориса Ельцина, нынешний замминистра транспорта Валерий Окулов, проталкивающий на протяжении многих лет закупки иностранной авиатехники и всячески препятствующий приобретению отечественных самолётов.
Свою лепту внёс министр транспорта Игорь Левитин – в годы его работы произошёл ряд резонансных авиакатастроф, которые дали повод промышленному лобби говорить об отечественном «авиахламе» и даже убедить Д.А. Медведева, бывшего в ту пору президентом России о необходимости закупок зарубежных пассажирских самолётов.
Нельзя не упомянуть о бывшем заместителе Минромторга Ю. Слюсаре, сделавшим всё, чтобы надолго забыли о российском региональном пассажирском лайнере Ил-114. В дальнейшем, став главой ОАК, изменил своё мнение об этом самолёте буквально на 180 градусов.
Ветер подул в другую сторону, а такие люди всегда держат нос по ветру и после совещания с президентом РФ В. Путиным, где шла речь о восстановлении региональной авиации, предпочтение было отдано самолёту Ил-114-300. Теперь понятно, какой извилистой дорогой шёл региональный лайнер к своему возрождению.
Что мы ждём от Ил-114-300
Прежде всего надо сказать, что Ил-114-300 будет оснащён новым двигателем ТВ7-117СМ мощностью 2500 л.с. с усиленными опорами силовой турбины и удельным расходом топлива 19 г/пкм. Эта силовая установка имеет сниженный вес и улучшенную эксплуатационную технологичность и оборудована цифровой системой автоуправления и контроля типа FADEC.
В отличие от базовой модели, новая версия Ил-114-300 получила увеличенное поперечное V крыла, что обеспечивает машине лучшую поперечную устойчивость и увеличение угла отклонения закрылков и соответственно повышение посадочных характеристик.
После замены элементной базы пилотажно-навигационного комплекса и всех кабелей и установки нового цифрового оборудования, обеспечивается заход на посадку в сложных метеоусловиях по II категории ИКАО. Информация о полёте отражается в кабине пилотов на пяти цветных ЖК-дисплеях.
В пассажирском салоне убрали аварийные двери с выходом на крыло, что позволило поставить дополнительный ряд пассажирских кресел. Интерьер салона стал более современным и комфортабельным.
Снизив удельный расход топлива до уровня 550-580 г/км, за счёт аэродинамического и весового совершенства планера и двигателя, Ил-114-300 станет экономичной машиной и позволит летать не так, как раньше – через Москву, а соединит все регионы напрямую.
Эксплуатация базовой модели Ил-114 показала, что самолёт имеет малый уровень шума как внутри, так и внешне, в салоне можно переговариваться не повышая голоса. Сам пассажирский салон получит современный дизайн, но сохранит прежний уровень комфорта и расширит эргономику внутреннего объёма, что позволит считать Ил-114-300 комфортным лайнером.
Материалы, из которых изготовлен самолёт проверены долгой эксплуатацией, все системы продублированы, а сами они скомпонованы таким образом, что отказ одной не влечёт за собой выход из строя другой системы, показывая, что Ил-114-300 это безопасный самолёт.
Неприхотливость Ил-114-300 в эксплуатации подтверждается возможностью его использования с грунтовых аэродромов в различных регионах России и даже арктических. Встроенный пассажирский трап самолёта обеспечивает его применение в необорудованных аэропортах.
Для нового лайнера разработана и применена особая схема эксплуатации, не требующая капитальных ремонтов и обеспечивающая нужную лётную годность в течение 30 тысяч лётных часов или 30 тысяч полётов на протяжении 30 лет. Такая схема делает Ил-114-300 удобным в обслуживании.
Ещё одна важная особенность этого регионального самолёта заключается в том, что Ил-114-300 собран полностью только из комплектующих российского производства.
На основе базовой модели возможны различные варианты его применения: в качестве грузового, санитарного, патрульного, воздушного КП и самолёта аэрофотосъёмки. Машина может эксплуатироваться в районах Крайнего Севера и Арктики с лыжным шасси.
Заключение
Преодолев все бюрократические препоны и яростное сопротивление западного лобби, Ил-114-300 в 2019 году начнёт выпускаться большой серией, ведь во всех уголках нашей необъятной России с нетерпением ждут появления этого лайнера и надеются, что он надёжно закроет брешь в региональных авиаперевозках.