Начиная с 2000-го года основные перевозки выполнялись на зарубежном авиахламе, довольно подержанном и приобретённым у сомнительных авиакомпаний.
Интересно, что Советский Союз располагал 1.4 тысячами аэродромов, включая грунтовые и это без учёта вертолётных площадок, а на данный момент их всего осталось 159. На страну общей площадью 17 млн квадратных километров, где большая часть территории труднодоступная местность, которая не имеет автомобильных и железных дорог – это преступно мало.
Природные богатства в большом количестве находятся в малонаселённых районах Арктики и Сибири, единственный и самый простой способ коммуникаций – это наладить регулярные рейсы самолётов и вертолётов, способных садиться на грунтовые полосы при любой погоде.
Кризис 90-х годов практически развалил российскую авиационную промышленность, а в 2000-х наши перевозчики закупали зарубежную авиатехнику, не надеясь на возрождение отечественной. Коррумпированные чиновники в правительстве и чехарда в политике привели к уничтожению лучшего дальнемагистрального самолёта в мире Ил-96, созданного в конце 80-х годов.
Это была машина с великолепной экономичностью и прекрасными лётными характеристиками. Но высокопоставленные чиновники решили остановить эксплуатацию этого самолёта и заключили контракт на закупку 50 Боингов, словно выполняя линию администрации США, направленную на уничтожение российской аэрокосмической и военной промышленности, чтобы она более никогда представляла серьёзной угрозы для Америки.
Загубить наш авиапром почти удалось, в России пока кое-где оставались Тушки, Аны и Яки, но уже основные перевозки выполнялись на зарубежном авиахламе, довольно подержанном и приобретённым у сомнительных авиакомпаний, отечественная альтернатива этим самолётам была сведена на нет.
Продолжая эксплуатировать нашу отечественную технику, было допущено много было аварий, но не из-за того, что самолётам бесконечно продлевали ресурс, советская техника была надёжной, а из-за условий, в которые были поставлены пилоты воздушных судов. Вынужденная экономия на зарплатах пилотов и обслуживающих наземных служб, привела к оттоку кадров в другие авиакомпании мира.
Пришедшие на смену лётчики и техники были плохо обучены и не имели опыта, командирами воздушных судов нередко становились, прошедшие переподготовку правые лётчики и штурманы, не умеющие принимать решения и ответственность за жизнь сотен людей.
Довлеющим фактором, отразившемся на безопасности полётов стала политика авиакомпаний, направленная на тотальную экономию топлива. Практиковались запреты по уходу на запасной аэродром в случаях плохой погоды, лётный состав беспощадно штрафовали за перерасход топлива, делая пассажиров невольными заложниками такой экономической политики. Кривая аварийности неумолимо ползла вверх, а основной причиной авиационных происшествий стали ошибки лётного состава.
В конце 2000 годов появился небольшой проблеск в конце туннеля для отечественной авиапромышленности. Был разработан и запущен в производство, хотя и с коррупционным скандалом из-за перерасхода средств, ближнемагистральный воздушный лайнер SS-100.
В 2016 году появился проект пассажирского самолёта для воздушных линий средней протяжённости МС-21, который был разработан на основе Як-242, но по новейшим технологиям и с использованием современных материалов.
Хвостовое оперение и крылья этого лайнера с большим прочностным запасом и прекрасной аэродинамикой, выполнены из монолитных карбоновых элементов. На МС-21 предусмотренна установка как отечественных двигателей ПД-14, так и зарубежных Pratt & Whitney.
Предполагается, что наш лайнер составит конкуренцию новым зарубежным разработкам Boeing-737 max и Airbus-320 neo, поскольку он имеет больший диаметр фюзеляжа, чем у конкурентов и может разместить 211 пассажиров в более комфортных условиях по сравнению с Боингом и Аэробусом. МС-21 будет более экономичным и более дешёвым, чем зарубежные аналоги.
Началась также модернизация Ил-96, о чём ещё в 2015 году заявило КБ Ильюшина. Новое производство этого самолёта развёрнуто на Воронежском авиазаводе.
На местные авиалинии выходит новый турбовинтовой лайнер Ил-114, он рассчитан на 64 пассажира и имеет возможность взлёта и посадки на грунтовых полосах, что даст новый толчок к развитию малой авиации. Производство этого самолёта налажено в Нижнем Новгороде и в Луховицах под Москвой.
Объединённая авиационная корпорация и Сибирское отделение Академии наук подписали соглашение о совместном участии в создании самолётов нового поколения. Как бы ни было трудно, важно вернуть утерянные позиции отечественному авиапрому, ведь от этого зависит национальная безопасность нашей страны, а наша застоявшаяся экономика получит мощный толчок в наукоёмких производствах, что даст ей выход на передовые позиции наравне с высокоразвитыми державами мира.