Из всех самолётов, создававшихся для непосредственной поддержки войсковых операций наземных войск, самым известным и эффективным стал штурмовик Су-25, принимавший участие во множестве конфликтных военных ситуациях. На базе этого самолёта разрабатывалось много новых опытных машин, в том числе и Су-39, но в серию пошли лишь немногие из них.
История создания
Разработка новой модификации Су-25ТМ началась сразу после январских праздников, от новой машины требовалось действовать в любых погодных условиях днём и ночью, для этого её оснастили более широким спектром вооружения и новейшим радиолокационным оборудованием для преодоления воздушной обороны и нанесения эффективных ударов для подавления обнаруженных целей. Предполагалось, что подход к цели эта машина будет иметь возможность осуществлять на предельно-малой высоте в режиме огибания рельефа местности.
Для испытаний подготовили два Су-25ТМ и лётчик-испытатель А. Иванов поднял в воздух опытный экземпляр в заводском обозначении Т8ТМ морозным февральским днём 1991 года.
Но жизнь распорядилась по-своему, распался Советский Союз, а Грузия, где был налажен выпуск Су-25Т, получила независимость и отказалась от всех обязательств, производство перенесли в Улан-Удэ на авиационный завод, который занимался строительством учебных и палубных версий штурмовика.
Улан-Уденский авиазавод в 1993 году опираясь на свой потенциал, подготовил выпуск серийных Т8ТМ и очередная опытная машина Т8ТМ-3 была опробована в воздухе в августе 1995 года. Самолёт получил обозначение Су-39, однако, последовал кризис в экономике и денежные средства, заложенные на оборону, значительно сократили, строительство серии приостановили.
В 1995 году началась разработка системы управления оружием, для чего собрали предсерийный экемпляр Т8ТМ-4 (испытан в небе 25 августа 1998 года), а с октября 1998 года прошли лётные испытания системы, но серийное строительство штурмовика Су-39 так никогда и не начиналось.
Особенности конструкции
По своей аэродинамической компоновке Су-39 – это моноплан с крылом высокого расположения, с силовой установкой из двух двигателей и однокилевым хвостовым оперением. Внешний вид штурмовика несколько изменился, он приобрёл характерный горб из-за размещения вместо второй кабины дополнительного топливного бака и отсека над ним с БРЭО.
Несколько сместили влево и установили под топливный бак пушку ГШ-30, а освободившееся место отвели под дополнительное БРЭО. Передвинули вправо переднюю стойку шасси, в конце конструкции фюзеляжа разместили ещё один мягкий топливный бак.
Изменился носовой обтекатель, стало больше наклонное окно, защищающее оптическую систему лазерного целеуказателя. Каркас фонаря кабины пилота стал более мощным, на лобовое стекло выведена индикация, подобная установленной на МиГ-29, оснащение штурмовика креслом К-36Л позволяло катапультироваться на любой высоте и на любой скорости.
Су-39 способен самостоятельно противодействовать воздушному противнику и поражать самолёты с помощью УР «воздух — воздух» и двухствольной пушки ГШ-30–2, для этого его оснастили новейшей радиолокационной станцией «Копьё-25», способной самостоятельно выбирать приоритетные цели. Уничтожать корабли противника и радиолокационные станции штурмовик может с помощью, находящихся в его арсенале противокорабельных и противорадиолокационных ракет, а для поражения наземных целей и бронетехники служила высокоточная ракета «Вихрь».
Установленные на Су-39 двигатели РД-195 с тягой по 4500 кгс каждый и прочное с высокими амортизационными свойствами шасси позволяли эксплуатировать его с грунтовых полос, длинною не более 1200 метров и высокогорных аэродромов, расположенных на высоте 3000 метров.
Особо надо сказать о живучести машины, защита пилота и наиболее важных агрегатов выполнена практически на 100%, разнесённые двигатели защищены фюзеляжом, продолжать полёт возможно на одном двигателе, кабина из титановой капсулы с бронестеклом и броненадголовником недоступна для поражения 30-мм снарядами, даже после попадания снаряда из «Стингера» самолёт способен возвратиться на свой аэродром и выполнить посадку.
Лётно-технические характеристики
- Экипаж — 1 чел
- Максимальная скорость — 950 км/ч
- Боевой радиус у земли — 650 км
- Боевой радиус на высоте — 1050 км
- Динамический потолок — 12 тыс. м
- Дальность перегоночная — 2500 км
- Длина штурмовика — 15,06 м
- Высота штурмовика — 5,2 м
- Площадь крыла — 30,1 м2
- Двигатель — 2 х ТРД Р-195
- Тяговооруженность — 2 х 4500 кгс
- Максимальный взлётный вес — 21,5 т
- Количество топлива в баках — 4890 л
- Вооружение — двухствольная пушка ГШ-30–2
- Точек подвески — 11
- Максимальная боевая нагрузка — 4400 кг.
Интересные факты экцсплуатации
- Специальная окраска штурмовика делает его малозаметным в оптическом диапазоне, покрытие, поглощающее радиоволны, существенно уменьшает ЭПР при радиолокационном облучении станциями противника.
- Амплитудно-модулированные помехи, создаваемые против ракет противника станцией «Сухогруз», уводят их в сторону, когда лётчик не имеет возможности засечь их пуск.
- Станция радиотехнической разведки (СРТР), установленная на Су-39, позволяет пилоту обойти зону ЗРК противника, поставить активные помехи или нанести точный удар по радиолокационной станции, имеющимися в богатом арсенале штурмовика ракетами.
- Штурмовик Су-39, находясь вне зоны поражения ПВО противника, может использовать ракеты «Вихрь» для нанесения точного поражения цели даже при облачности 200 метров и видимости 2 км.
Су-39 — машина, созданная для уничтожения бронетехники, надводных целей противника, самолётов фронтовой и траспортной авиации, как в небе, так и на земле. Для этого у штурмовика есть все показатели. Несмотря на это Су-39 так и небыл принят на вооружение ВВС РФ и серийный выпуск самолётов не состоялся.