В 60-е и 70-е годы прошлого столетия на страже воздушных границ нашей Родины стоял перехватчик Су-9 с крылом треугольной формы, бывший в то время основным самолётом авиации противовоздушной обороны Советского Союза.
История создания
В 50-е годы раскручивался очередной виток холодной войны, самолёты-шпионы, недосягаемые для наших истребителей безнаказанно бороздили наше воздушное пространство, собирая нужную информацию. Советское руководство, зная о фактах нарушения государственной границы, поставило задачу перед КБ Сухого увеличить высотность, строившегося перехватчика до 21 тысячи метров.
В то время ОКБ Сухого разрабатывало проект Т-3 — самолёта перехватчика с крылом треугольной формы. Впервые он поднялся в воздух 26 мая 1956 года. В процессе испытаний машина достигла скорости 2100 км/ч и практического потолка 18 тысяч метров. Для выполнения задания правительства об увеличении высотности срочно были внесены изменения в проект — изменили конструкцию, чтобы разместить новый двигатель АЛ-7Ф1 и демонтировали некоторые системы, тем самым уменьшив вес машины.
В конце 1956 с доработками по проекту было закончено и вся рабочая документация поступила на авиационный завод. Весной 1957 года доработанный Су-9 опробовали в полёте. Теперь самолёт вкупе с наземными станциями наведения и обнаружения позиционировался как комплекс перехвата. Целый ряд радиолокационных станций отслеживал цель, затем её параметры обрабатывала ЭВМ и выдавала данные перехватчику, который с расстояния девять километров захватывал цель бортовой РЛС.
Имевший для того времени высокие характеристики по скорости и высоте, Су-9 представлял некоторые сложности в переучивании для лётного состава. Запуск ракет требовал от пилота мастерства и собранности, несмотря на прекрасную аэродинамику, самолёт имел свои особенности и в управлении.
Практическое применение Су-9 в войсках высветило ряд недостатков — это небольшой запас топлива в баках и как следствие малый боевой радиус также ограничения для полётов по погодным условиям.
Несмотря на эти недостатки, уже в 1960 году Су-9 поступил на вооружение в тридцать одну часть и использовался исключительно в авиации ПВО СССР, машина не поступала даже союзникам по Варшавскому договору.
Особенности конструкции
Традиционная аэродинамическая схема высотного перехватчика Су-9 включает в себя моноплан со стреловидным треугольным крылом среднего расположения, турбореактивным двигателем и хвостовым оперением с цельноповоротным стабилизатором.
Крыло треугольной формы со стреловидностью 530 обеспечивало высокие характеристики на больших скоростях. Но за это пришлось заплатить очень высокой взлётной скоростью — 360 км/ч. Конструкция крыла имеет четыре точки крепления к фюзеляжу, само крыло оборудовано механизацией, состоящей из закрылков и элеронов.
В носовой части корпуса располагался воздухозаборник с конусом, внутри которого была спрятана антенна РЛС. Там же находилось противопомпажное устройство, представляющее из себя четыре створки. Далее размещалась герметичная кабина лётчика, а под ней ниша в которую убиралась передняя опора шасси.
Кабину пилота закрывал фонарь, состоящий из двух частей: подвижной — из органического стекла с высокой термостойкостью и неподвижным козырьком из бронестекла. Кресло лётчика было катапультируемое, кабина оборудовалась системой кондиционирования, поддерживающей температурный режим приемлемый для нормальной жизнедеятельности.
Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя АЛ-7Ф1(позднее АЛ-7Ф1–100) с форсажной камерой и соплом, имеющим две позиции. Запас топлива размещался в крыльевых и фюзеляжных баках, находящихся за приборным отсеком корпуса самолёта и вмещал 3780 литров.
Су-9 оснащался трёхопорным шасси с передней стойкой. Основные опоры убирались в крыло перпендикулярно полёту, а передняя опора в нишу под гермокабиной лётчика.
Характеристики самолёта
Технические
- Площадь крыла — 34 м2
- Длина самолёта — 18,055 м
- Высота самолёта — 4,82 м
- Размах крыла — 8,536 м
- Вес неснаряженного самолёта — 7765 кг
- Максимальный взлётный вес — 12512 кг
- Запас топлива в баках — 3780 л
- Двигатель — АЛ-7Ф-1
- Максимальная тяга на форсаже — 9600 кгс.
Лётные
- Максимальная скорость на 12 тыс.м. – 2230 км/ч
- Дальность с ПТБ — 1800 км
- Дальность без ПТБ — 1350 км
- Динамический потолок — 20 тыс. м
- Скороподъёмность — 200 м/с
- Длина взлётной дистанции — 1200 м
- Длина посадочной дистанции — 1250 м.
Вооружение
- Точек подвески — 6
- Управляемые ракеты — 4 х РС-2УС и 2 х К-55.
Интересные факты
Первого мая 1960 года американский самолёт-шпион U-2 вторгся в воздушное пространство СССР с разведывательными целями. Один из самолётов, принимающих участие в перехвате, был Су-9. Но самое интересное, что этот самолёт перелетал с завода к месту постоянной дислокации и не имел вооружения, а лётчик был без гермокостюма. Но получив приказ таранить самолёт-разведчик, пилот Ментюков без колебаний пошёл на перехват, на большой высоте этот таран грозил ему неминуемой гибелью. Лётчика спасла случайность — отказала бортовая РЛС, а оператор наведения не смог вывести Су-9 в точку перехвата. Самолёт-шпион был сбит ЗРК-75 «Двина».
Самолёты Су-9 активно участвовали в перехвате высотных аэростатов, засылавшихся в наше воздушное пространство. В одном из случаев Су-9 сбил ракетой аэростат, дрейфовавший на высоте более 26 км, тот резко начал терять высоту и был уничтожен из пушки другого самолёта.
На самолёте Су-9 было установлено четыре мировых рекорда — два по высоте лётчиком С.В Ильюшиным и два по скорости лётчиками Б.М. Андриановым и А.А Козновым.
В 60-х годах самолёты Су-9 в составе звена осуществляли воздушное прикрытие космодрома Байконур, дислоцируясь на аэродроме «Крайний».
Видео: советский всепогодный истребитель-перехватчик Су-9
https://youtube.com/watch?v=sXD_rDzjji8
Серийный выпуск самолётов Су-9 продолжался до 1962 года, а находился в эксплуатации истребитель до 1981 года, после чего был снят с вооружения. Всего было выпущено 1150 машин.