Новая машина конструктивно повторяла схему своего предшественника, но установка на двигатель МиГ-17 форсажной камеры давала преимущество в скорости, размещение на перехватчике новой РЛС делало его всепогодным, а оснащение его управляемыми ракетами значительно повышало боевую мощь.
История создания.
Как только наладился серийный выпуск МиГ-15, конструкторское бюро А.И. Микояна приступило в январе 1949 года к разработке версии новой машины, обладающей большей скоростью, чем предшественник. Неустойчивость самолёта МиГ-15 на числах М, превышающих значение 0,88 заставила ОКБ серьёзно переработать конструкцию крыла и улучшить его аэродинамику.
Началось строительство трёх опытных машин — одна предназначалась для прочностных и статических испытаний, две других — для проведения испытаний в воздухе.
Пилот ОКБ И.Т. Иващенко, в середине января 1950 года, впервые выполнил пробный полёт на прототипе МиГ-17. Последующие испытания выявили прирост скорости у новой машины по сравнению с МиГ-15, но последовательно снять все характеристики не удалось — случилась авария, полёты были временно остановлены и срочно приступили к необходимым доработкам.
В 1951 году построили две новые опытные машины и вновь приступили к лётным испытаниям, после которых эти два самолёта возглавили серийное производство.
Основные отличия конструкции от предшественника
Аэродинамическая схема МиГ-17 осталась такой же, как у МиГ-15, основные преобразования коснулись конструкции крыла. С целью повышения аэродинамического качества каждая консоль имела закруглённую законцовку и один дополнительный гребень, не дающий перемещаться воздушному потоку вдоль крыла.
Само крыло до середины каждой консоли выполнено со стреловидностью 450, к концу крыла угол стреловидности был уменьшен и составлял 420. Поперечное V стало больше и равнялась — 30. На месте сопряжения крыла и фюзеляжа сделали более плавные переходы и на новой машине относительная толщина крыла стала меньше.
Для улучшения аэродинамики на больших скоростях и лучшей устойчивости увеличили угол стреловидности стабилизатора и площадь киля с рулём направления, с той же целью удлинили хвостовую часть корпуса и поставили аэродинамический гребень под фюзеляжем.
МиГ-17 оснащался модернизированным двигателем ВК-1А, на котором увеличили срок службы. Позднее, в конце 1952 года на модификацию МиГ-17Ф стали устанавливать двигатели ВК-1Ф с форсажной камерой, что позволило значительно улучшить скоростные характеристики самолёта.
Размещение на перехватчике РЛС «Изумруд» изменило конструкцию носовой части фюзеляжа, поисковую антенну разместили на перегородке воздухозаборника, а антенну дальномера в верхней его части. Более поздние модификации МиГ-17ПФУ оборудовали моделью РЛС «Изумруд-2» и оснащали ракетами РС-21-УС, которые размещались на установках для пуска системы вооружения К-5.
Впервые в Советском Союзе да и, пожалуй, в мире, на самолёты-перехватчики установили управляемые ракеты класса «воздух — воздух».
Лётно-технические данные
- Экипаж-1 чел
- Ограничения по числу М — 1,03
- Максимальная скорость на 3 тыс. м. – 1100 км/ч
- Максимальная скорость на 10 тыс. м. – 1071 км/ч
- Перегоночная дальность — 2020 км
- Радиус действия — 700 км
- Скороподъёмность у земли — 390 м/мин
- Динамический потолок — 16600 м
- Длина взлётной дистанции — 590 м
- Длина посадочной дистанции — 850 м
- Размах крыла самолёта — 9,63 м
- Длина самолёта — 11,26 м
- Высота самолёта — 3,8 м
- Вес пустого самолёта — 3930 кг
- Максимальный взлётный вес — 6069 кг
- Количество топлива — 3920 кг
- Двигатель — ТРД ВК-1Ф
- Тяга на форсаже — 33,14 Кн
- Вооружение — 1 х 37мм пушка Н-37Д и 2 х 23мм пушки НР-23
- Ракетное вооружение — 4 х УР РС-1У
- Точек подвески — 2.
Участие во Вьетнамской войне
К началу вьетнамской войны воздушные силы демократической республики были не укомплектованы, а истребительной авиации вовсе не существовало. Сначала Советский Союз и Китай поставили Северному Вьетнаму в 1964 году истребители МиГ-15 и китайский аналог J-5. Через год с небольшим стали поступать МиГ-17, которые с J-5 взяли на свои плечи основную нагрузку воздушной войны.
Американские пилоты были шокированы тем, что для их сверхзвуковых самолётов с новейшими радиолокаторами и оснащённых управляемыми ракетами, Миг-17 стал постоянной угрозой в воздушном бою. Наши лётчики быстро разгадали тактику ведения боя американскими пилотами, они не опознав визуально цель, не вступали в бой, воспользовавшись этим, советские лётчики быстро сближались и атаковали на предельно коротких дистанциях.
Почти все американские машины имели неважный обзор из кабины, а кабина МиГа позволяла вести обзор практически во все стороны, оставался лишь небольшой сектор прямо под самолётом, и поэтому появление МиГ -17 всегда было как снег на голову.
Вот здесь и раскрывались все преимущества нашей машины — её отличная маневренность и залповая мощность его пушек. Имея меньший вес, чем Fhantom F-4 и практически одинаковый размах крыла, наш МиГ-17 на вираже не оставлял никаких шансов американскому истребителю зайти сзади и пушки наших самолётов ставили жирную точку в воздушном бою, эффективность их была намного выше эффективности первых управляемых ракет.
Воюя самыми современными сверхзвуковыми самолётами, далеко ушедшими от машин времён корейской войны F-86 «Сейбр», американцы проиграли воздушную войну во Вьетнаме практически улучшенной модели МиГ-15 с соотношением потерь в четыре раза хуже, чем в Корее.
Вьетнам дал толчок к разработке нового поколения самолётов, таких как F-15 и F-16 и изменения тактики применения истребительной авиации.
Видео: истребитель-перехватчик МиГ-17
МиГ-17 активно использовался на протяжении 1950–1980-х годов. Только в России было произведено около 8000 машин. Так же истребитель выпускали в Польше (Lim-5) и Китае (J-5). В Бангладеш, Пакистан, Судан и Танзанию машина экспортировалась под названием TF-5 и FT-5. Со всех заводов мира выпустилось более 11000 самолётов МиГ-17 различных модификаций. Истребители МиГ-17 были одними из самых распространенных истребителей во всем мире.