В-12 (также называют Ми-12) был единственный в своём роде в мировой практике сверхтяжёлый вертолёт, который мог свободно перевозить до 30 тонн груза. Установленные им несколько мировых рекордов по грузоподъёмности до настоящего времени так и остаются высшими мировыми достижениями.
История создания
В период противостояния США и СССР быстро менялись задачи, возникающие перед различными родами войск, только поэтому от вновь построенного В-12 отказались единственные заказчики — военные, а запустить производство этого воздушного гиганта было очень дорого.
Первые наработки по созданию воздушного гиганта в ОКБ Миля появились в 1959 году, с выходом постановления правительства в мае 1962 года работа закипела полным ходом. Уже 27 июля 1967 года первый опытный экземпляр машины оторвался от земли и опробован в режиме висения.
Сам генеральный конструктор С.В. Миль вспоминает эти пять лет как период наивысшего творческого подъёма. Первоначально решался вопрос выбора схемы размещения несущих винтов, продольная или поперечная, после долгих споров и мучительных раздумий отдали предпочтение поперечной схеме.
Машину предполагали оснастить четырьмя турбовальными авиационными двигателями Д-25ВФ конструктора П.А. Соловьёва, двигатели обладали мощностью в 6,5 тыс. л.с. вопрос стоял лишь в способе их расположения. И здесь было найдено гениальное решение — по обеим сторонам фюзеляжа поставили пространственные фермы и вынесли на них силовые установки по два двигателя на каждой, закреплённых на концах консолей крыла. Консоли находились в потоке от несущих винтов и ,естественно, создавали дополнительную подъёмную силу равную пяти тоннам.
Отсек центроплана предназначался для промежуточного редуктора, который осуществлял синхронизацию вращения несущих винтов и что важно, передавал вовремя мощность с одного редуктора силовой установки на другой при отказе двигателей ( одного или сразу двух) с одной стороны.
Так как направление вращения несущих винтов было в противоположные стороны, сам по себе отпал вопрос с рулевым винтом — он стал не нужен, установили хвостовое оперение самолётного типа с ограничительными шайбами на стабилизаторе.
Спустя год после первого вылета, приступили к государственным испытаниям В-12, а в 1969 году на этой машине было установлено два высочайших мировых достижения по грузоподъёмности, которые ни один вертолёт в мире так и не победил. Этот вертолёт попал в аварию и получил большие разрушения при жёсткой посадке, но, к счастью все остались живы, отделавшись лёгкими травмами.
Вторая опытная машина В-12 получила путёвку в небо весной 1973 года под управлением лётчика-испытателя Г.В. Алферова. Но в 1974 году на вооружении Ракетных войск появились мобильные пусковые установки и задачи, для которых предназначался В-12, стали не актуальны.
Все работы по дальнейшему совершенствованию воздушного гиганта были заморожены.
Конструкция тяжёлого вертолёта
Аэродинамическая схема вертолёта В-12 состоит из двух несущих винтов поперечного расположения с четырьмя двигателями, установленных попарно на концах каждой консоли крыла обратного сужения и хвостового оперения самолётного типа с большим килём и стабилизатором с концевыми ограничителями.
У крыла корневые хорды вдвое меньше концевых, откосы, держащие консоли соединены со стойками шасси и крепятся к корпусу вертолёта, само крыло имеет верхнее расположение. Пять лопастей несущих винтов такие же, как у Ми-6, отличающихся лишь материалами изготовления, состоят из композитов и стального лонжерона, стеклопластикового носка и сотового заполнителя в задней части.
Двигатели для воздушного гиганта были специально изготовлены в КБ П.Д. Соловьёва — это форсированные газотурбинные Д-25ВФ, которые крепятся на концах крыла в мотогондолах по два двигателя на каждую консоль.
Все три стойки шасси были неубирающиеся, каждая опора оснащена сдвоенными колёсами и имела воздушно-масляный амортизатор. Топливо размещалось в баках внутри крыла также разработчики предусмотрели подвесные баки для топлива.
Размещение экипажа было нетрадиционное, оба пилота — командир и правый лётчик сидели рядом, за ними находились рабочие места борттехника и бортового электрика, эти четыре члена экипажа занимали первый этаж кабины. Второй этаж предназначался для ещё двух человек — штурмана и бортового радиста.
Полумонококовая конструкция корпуса В-12 задавала огромные размеры грузовой кабины, сопоставимые с размерами внутреннего отсека самолёта Ан-22, при длине грузовой кабины вертолёта в 28,15 метра, ширина и высота были одинаковы по 4,4 метра. В таком отсеке свободно размещались 196 бойцов, а в санитарном варианте — 158 носилок с ранеными.
Для посадки солдат и раненых, а также погрузки и разгрузки техники был предусмотрен опускающийся трап и раздвижные створки, внутри грузовой кабины имелись тельферы и электролебёдки.
Тактико-технические данные
- Экипаж — 6 чел
- Максимальная скорость — 260 км/ч
- Скорость крейсерского режима — 240 км/ч
- Потолок — 3500 м
- Дальность — 1000 км
- Длина фюзеляжа — 37 м
- Высота — 12,5 м
- Диаметр несущего винта — 2 х 35 м
- Вес пустого вертолёта — 69,1 т
- Максимальный взлётный вес — 105 т
- Двигатели — 4 х Д-25ВФ
- Мощность — 4 х 6497 л.с.
- Количество пассажиров — 196 чел.
Видео: вертолёт В-12 (Ми-12)
https://www.youtube.com/watch?v=FRcdY5BSFI0&feature=youtu.be
Сам генеральный конструктор С.В. Миль считал, что эта машина, кроме военных задач, использована быть не может, но одноразовые уникальные перевозки грузов больших габаритов он не исключал, однако с этим могли справиться несколько вертолётов с меньшей грузоподъёмностью, а использование такого великана было бы непростительной и дорогой глупостью.
Так появился в подмосковном городке Монино на вечной стоянке самый большой вертолёт в мире.
Хороший был вертолёт Это я вам говорю как бывший авиадиспетчер!!!