Самолёт по статистике является самым безопасным средством доставки, но всё же авиакатастрофы порой случаются и пассажирам необходимо знать как действовать в той или иной ситуации. Анализируя различные аварии, эксперты пришли к выводу, что если люди выполняют установленные правила и не поддаются панике, шанс выжить в случившемся происшествии увеличивается в два раза.
Выбор места в салоне самолёта
Любая катастрофа практически уравнивает шансы выживания для всех людей, находящихся внутри воздушного лайнера, будь вы членом экипажа или пассажиром. Но статистика вносит коррекцию в эти сведения и данные авиационных происшествий указывают, что правильный выбор места в пассажирском салоне может существенно повысить шанс выжить в аварии.
Статистические исследования указывают, что вероятность гибели в авиационной катастрофе для пассажиров, находящихся в передней части авиалайнера составляет 32%, пассажиры, занимающие среднюю часть салона, имеют 40-процентный риск не выжить в аварии. Наименьший процент вероятности погибнуть в случившейся катастрофе по статистике приходится на задние ряды кресел и составляет 28%.
Логика подсказывает, что шанс выживания увеличивается для пассажиров, располагающихся в задней части авиалайнера. Ещё надо знать, чтобы существенно снизить риск пострадать в авиакатастрофе, старайтесь выбрать место, находящееся не далее пяти рядов от аварийного выхода. Конечно, статистика не панацея от лётного происшествия и не даёт гарантии, что именно эти указанные места спасут вам жизнь.
Многие пассажиры, расположившись в уютном кресле внутри салона авиалайнера, невнимательно слушают бортпроводников и пропускают мимо ушей их указания, которые подробно объясняют правила поведения в полёте. А зря, только внимательно прослушанные подробные разъяснения повышают ваш шанс на выживание в критических ситуациях на борту самолёта.
Самые опасные 11 минут
Статистика показывает, что, как правило, самые опасные – это три минуты после начала разбега на взлёте и 8 минут до окончания пробега самолёта на посадке. Большинство катастроф происходит именно в этом интервале и будет правильно, если вы в это время сконцентрируйте своё внимание и контролируете обстановку, прекратите заниматься личными делами и пристегнётесь ремнём безопасности.
В этом минутном интервале скорость самолёта относительно небольшая и он ещё на земле или на небольшой высоте. Как правило, в таких ситуациях командир принимает решение на вынужденную посадку или прекращение взлёта. Пассажир обязан в данной ситуации:
- Освободить проход и оставаться в своём кресле.
- Привести спинку кресла в вертикальное положение.
- Освободить карманы от острых предметов (авторучек, ножей, зажигалок).
- Снять туфли на высоких каблуках, очки и зубные протезы, расстегнуть воротник рубашки и расслабить узел галстука.
- Застегнуть ремень безопасности и с усилием затянуть его.
- Голову положить на мягкие вещи, разложенные на коленях, наклонить её вперёд и обхватить руками.
В такой позе нужно оставаться до окончания движения самолёта, после чего расстегнуться и направиться к ближайшему аварийному выходу, который можно быстро обнаружить по яркой маркировке.
Замки на аварийных люках легко открываются и не требуют для этого больших усилий, проходы между креслами в местах выхода на крыло значительно шире и не создают помех открытию люков и выходу пассажиров.
Не стоит брать свои вещи при экстренном покидании авиалайнера, поскольку наличие в них каких-либо острых предметов может привести к повреждению надувного аварийного трапа и травмам или даже смерти пассажиров, ожидающих свою очередь на спуск.
Действия при пожаре и посадке на воду
При возгорании на борту авиалайнера наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Старайтесь дышать не напрямую, а через хлопчатобумажную или шерстяную ткань и желательно, смоченную водой. Внутри самолёта передвигайтесь как можно ближе к полу, где концентрация угарных газов меньше. Если это возможно покиньте самолёт в течение 90 секунд.
При сильном пламени укройте открытые участки тела любыми предметами одежды, желательно из плотных тканей и передвигайтесь к ближайшему аварийному выходу. Часто в таких ситуациях проход бывает завален ручной кладью и другими вещами, в этом случае надо складывать спинки кресел и передвигаться по ним, так будет гораздо удобнее и быстрее.
Покинув самолёт, отбежите как можно дальше и ложитесь на землю, голову защитите, обхватив её руками – возможность взрыва представляет большую вероятность.
При вынужденной посадке на воду, самолёт сразу не тонет и может держаться на плаву от 10 до 40 минут. После принятия решения о посадке на водную поверхность, стюардесса обязана предупредить пассажиров и дать указания о необходимости надеть спасательные жилеты. Жилеты нужно надуть, взять с собой тёплые вещи и при возможности запасы пищи и воды.
По сигналу бортпроводников после приводнения покидайте самолёт через аварийный выход к указанному спасательному плоту, который приводится в рабочее состояние через минуту. На спасательном плоту имеются необходимые запасы воды и пищи, но этого может не хватить, вот почему желательно прихватить имеющиеся у вас запасы.
На плоту все пассажиры подчиняются распоряжениям одного из членов экипажа. После посадки в спасательный плот, необходимо, используя все подручные средства и имеющиеся вёсла отойти на приличное расстояние от тонущего самолёта и бросить плавучий якорь, чтобы обеспечить дрейф вблизи места аварии, так спасатели быстрей обнаружат терпящих бедствие.
Разгерметизация самолёта
Если разгерметизация носит не взрывной характер и незначительна, то по команде бортпроводников или после того как выпадут сверху кислородные маски, следует надеть их и пристегнуться ремнями безопасности. В салоне может упасть температура и снизится давление, нужно не поддаваться панике и находится в своём кресле.
Пилоты в таком случае снижают авиалайнер до высоты 3-4 км, на которой можно нормально дышать и производят посадку в ближайшем аэропорту.
Заключение
Из рассмотренных случаев возникновения чрезвычайных ситуаций на борту самолёта можно сделать вывод – пассажир не должен поддаваться панике, действовать согласно указаниям бортпроводников и выполнять элементарные правила безопасности, о которых инструктируют стюардессы перед вылетом. Тогда ваши шансы на выживание в авиакатастрофах увеличиваются троекратно.