Новые достижения мирового уровня в российской авиационной отрасли

Новые технологические идеи не возникают сами по себе, им предшествует большая теоретическая и практическая работа. Так и в процессе создания нового магистрального лайнера МС-21 была применена технология по изготовлению крыла из композитных материалов и революционная для России технология электромеханического привода поворота стабилизатора, а также раработан перспективный двигатель ПД-14.

«Чёрное крыло» российского пассажирского лайнера МС-21

Известно, что при изготовлении «чёрного крыла» для российского самолёта МС-21 осваиваются самые передовые методики, применяемые при строительстве воздушных судов. Но самое интересное такие технологии создания композитных материалов из полимерных смол и углеволокна разработаны на западе. Там же закупаются углеволокно и связующие полимеры.

Но вся соль состоит в том, что этот технологический процесс известен в России давно – его применяли ещё в 90-е годы при изготовлении корпусов троллейбусов, таким образом, наша страна имеет полное право на применение этой конкретной технологии, поскольку она разрабатывалась по заказу России.

чёрное крыло

Сборка кессона «чёрного крыла» для МС-21

В российском узкофюзеляжном пассажирском лайнере МС-21 при изготовлении «чёрного крыла» используется лишь 30% компонентов из композита, а содержание таких составляющих в конструкции Boeing 787, находится в пределах 50%. Новая российская машина МС-21 в варианте МС-21-300 способна перевозить до 211 пассажиров на расстояние 6400 км. Впервые в воздух самолёт поднялся в мае 2017 года, серийное производство этого лайнера должно начаться в этом году.

Создавая «чёрное крыло» для МС-21, авиастроители применили методику вакуумной инфузии – это процесс, где с помощью вакуумного мешка создаётся разница в давлении и образуется полостное разряжение в рабочей форме, за счёт чего смола всасывается и пропитывает армирующий материал. Эта технологическая методика обеспечивает нужную неравномерность распределения волокон в композите, что делает композитный материал значительно прочнее и легче алюминия.

Электромеханический привод управления стабилизатора

Российский инженер из Арзамаса создал новую технологию, которая применима для установки электромеханического привода в управление поворотом стабилизатора. Впервые в нашей стране Владимир Сухоруков такую технологию разработал для пассажирских самолётов, все наработки инженер передал компании «Иркут», где тщательно проанализировали и оценили эту работу.

Компания «Иркут» задействована в производстве среднемагистальных лайнеров МС-21 и, судя по всему, новая разработка настолько удачна, что руководство компании вынесло решение переоборудовать управление стабилизатором на новом самолёте по электромеханической схеме.

Эл.мханический привод

Презентация электромеханического привода управления поворотом стабилизатора лайнера МС-21

Раньше на всех машинах гражданской авиации стояло управление узлом поворота стабилизатора по гидравлической схеме, которое является довольно сложной и дорогой системой при обслуживании. Практически основная часть технического обслуживания самолёта приходится на проверку гидравлической системы. Новая революционная российская технология арзамасского инженера призвана избавить гражданскую авиацию от таких осложнений.

Если гидравлику заменить на электромеханическую систему управления, то это позволит значительно сократить количество вспомогательных агрегатов, характерных для гидравлической схемы и для обслуживания понадобится меньше технического персонала, что сделает этот процесс гораздо дешевле. Справедливости ради нужно отметить, что такие технологии уже используются в боевой авиации, но такую конструкцию управления узлом поворота стабилизатора в гражданской авиаотрасли ещё никому не удалось создать.

Новый двигатель для самолёта МС-21

Можно порадоваться за отечественных производителей, объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) удалось разработать новый мотор  ПД-14 хотя с небольшим опозданием, поскольку самолёт МС-21, которому предназначался этот агрегат уже проходит лётные испытания, но всё же, по сути – это возрождение промышленности и технологический рывок в будущее.

Пермское ОАО «Авиадвигатель» разработало и создало двигатель поколения 5+, сердцем которого является стандартизованный газогенератор, состоящий из компрессора с 8-ю ступенями, камерой сгорания с малой эмиссией и турбины высокого давления. Обозначение ПД-14 расшифровывается как перспективный двигатель с тягой 14 тонн.

ПД-14

Перспективный двигатель для среднемагистрального реактивного лайнера МС-21

В новом моторе во втором контуре находится турбина пониженного давления и вентилятор с внутриполыми лопатками с широкой хордой, создающими высокую степень двухконтурности порядка 8.5 – это отличный показатель для современных двигателей. Такая степень двухконтурности обеспечивает снижение удельного расхода топлива, по сравнению с аналогичными западными моторами на 10-15%.

ПД-14 показал при испытаниях низкий уровень шумов он стал ниже на 20 Дб чем требует 4-й стандарт ИКАО также снижен уровень эмиссии вредных веществ на 30%, что ниже норм ИКАО 2008 года. О преимуществах нового двигателя ПД-14 можно ознакомиться подробнее в статье, опубликованной на нашем сайте «Достижение российских двигателестроителей» от 19.01.2018.

Заключение

Все эти достижения российских инженеров дадут возможность нашей стране выйти на более качественный уровень в авиастроительной отрасли и помогут выйти на мировой рынок с продуктом, ничем не уступающим, а по многим показателям, превосходящим аналогичные продукты западных производителей.