Новый средний многоцелевой Ка-62

Весной 2017 года 25 мая первый пробный полёт произвела новая машина ОКБ им.Камова – многофункциональный вертолёт Ка-62. Новый винтокрыл призван пополнить парк машин предназначенных для гражданского применения, но в случае нужды вертолёт способен выполнять военные функции, ведь эта разработка начиналась, как разведывательная машина ещё во времена Советского Союза.

Трудный и долгий путь создания вертолёта

Правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам в 1981 году своим решением определила начало разработки лёгкого разведывательного вертолёта с газотурбинным двигателем с максимальным весом не более 2.5 тонн. Проект новой машины получил обозначение В-60, который позже переименовали в Ка-60.

После трёхлетней работы требования военных изменились, теперь им была нужна более мощная многоцелевая машина с двумя турбовальными двигателями, которая кроме разведывательных задач, была бы способна поражать бронированную технику, перевозить диверсионные группы из пяти бойцов и подавлять укреплённые огневые точки.

Наконец, в 1989 году определился облик будущего вертолёта – это была машина с вместительной грузовой кабиной, хвостовым винтом, спрятанным в кольцевом канале и трёхстоечным шасси. Эти характерные черты нового Ка-60 сохранились и у его преемника Ка-62. Надо заметить, уже в то время разработчики проектировали применение в конструкции будущей машины новых полимерных композиционных материалов.

Вертолёт позволял удобно разместиться перевозимому личному составу, отвечал всем требованиям безопасности и обладал хорошей устойчивостью в аварийной обстановке. Проект был утверждён и получил обозначение Ка-60Р, но последовал распад СССР и наступивший финансовый кризис похоронил все надежды на его осуществление.

Ка-60
Предшественник Ка-62, вертолёт разработанный в 1989 году и получивший впоследствии обозначение Ка-60Р

Генеральный конструктор ОКБ им. Камова С. Михеев решил сохранить эту разработку и предложить гражданский вариант вертолёта грузоподъёмностью 1450 кг или 10 пассажиров. Правительство было согласно, но денег всё равно не хватало и лишь в 2010 году «Вертолёты России» решили финансировать проект, но с условием, что машина будет создана в более тяжёлом варианте с грузоподъёмностью 2.2 тонны или 15 пассажиров.

Но, прошедшие годы разрушили многие налаженные кооперационные связи и только два года ушло на поиск предприятий и поставщиков комплектующих. Упадок в авиаотрасли не могли пережить многие предприятия, но всё же удалось найти достаточно российских компаний и производителей необходимых узлов и агрегатов.

Спад в области двигателестроения заставил заключить контракт с французской фирмой Turbomeca на закупку двигателей Ardiden 3G и австрийским производителем Zoerkler на поставку трансмиссий.

Особенности новой машины

Новый вертолёт Ка-62 сохранил концептуальные решения своего предшественника Ка-60 – это такой же объёмный фюзеляж с широкими и удобными дверями для посадки/высадки пассажиров и рулевой винт, заключённый в кольцевой канал. Но, значительные изменения в конструкции позволяют утверждать, что это совершенно другой вертолёт.

Несущий винт Ка-62 стал пятилопастным, выполненным полностью из композитов, шасси нового вертолёта в полёте убирается внутрь фюзеляжа, на двигатель установлен цифровой регулятор с двумя каналами. Впервые в мировой практике вертолётостроения машина получила систему, управляющую всем оборудованием вертолёта, позволяющей автоматически распределять электропитание и управлять коммутацией бортовых потребителей. Ка-62 оснастили новым встроенным пилотажно-навигационным комплексом и «стеклянной кабиной».

На новой машине соблюдены все требования по безопасности для современных вертолётов – безопасная посадка гарантируется даже при отказе одного из двигателей, а в случае жёсткого приземления пассажиров и экипаж защитят от травм энергопоглощающие кресла и система шасси с повышенной энергоёмкостью.

Шума в салоне Ка-62 будет меньше, поскольку 12 лопастей хвостового винта расположены в специальном порядке, уменьшающем уровень децибел, этому способствуют и законцовки несущего винта с особым аэродинамическим профилем.

Ка-62
Встреча на заводском аэродроме нового вертолёта Ка-62 после выполнения первого полёта.

Максимальная скорость Ка-62 составляет 300 км/час, в крейсерском режиме машина поддерживает скорость 260 км/час. С запасом топлива 1100 литров вертолёт способен пролететь 720 км. Два двигателя Ardiden 3G отличаются низким расходом топлива и позволяют машине набирать динамический потолок 5 тыс. метров.

Многоцелевой средний вертолёт Ка-62 способен работать в горной местности и в условиях жаркого климата при температуре до + 450. Допускается эксплуатация без подогрева агрегатов и систем до — 350. Работоспособность машины в условиях Крайнего Севера и Арктики ограничена температурой в минус 50 градусов. Вертолёт позволяет эксплуатацию на неподготовленных аэродромах и площадках, для его хранения не требуется ангар.

Заключение

Очевидно, что Ка-62 займёт нишу между лёгкими Ка-226 и «Ансат» и «трудягой» Ми-8, поскольку последний часто используется для доставки грузов до 2 тонн, имея возможности перевозить 4 тонны груза. Новая машина имеет отличные перспективы для работы с нефтяных платформ, может выполнять полёты в сложных погодных условиях и обледенении.

The following two tabs change content below.
Vladimir

Владимир Акимов

Информация об авторе
comments powered by HyperComments