Откажется ли Минобороны от МиГ-35?

Интересно как сложиться судьба у российского лёгкого истребителя МиГ-35, поскольку остаётся далеко не ясной перспектива на дальнейшее пополнение самолётного парка тактических самолётов ВКС именно этими машинами. Блестящие характеристики, которые показал этот самолёт после завершения лётных испытаний и отличное соотношение цены и качества сделают эту машину незаменимой для поставок на экспорт, но Минобороны, кажется, склонилось в пользу Су-35, разработанного в ОКБ Сухого.


Пасынок российского авиапрома

В российских ВКС и ВМФ в строю находятся около 170 миговских машин, но Минобороны заказало до 2020 года поставку всего лишь тридцати лёгких истребителей МиГ-35. Военное ведомство отдало приоритет на приобретение тяжёлых Су-35, хотя это идёт вразрез с базовым принципом, согласно которому лёгких истребителей должно быть вдвое больше для выполнения боевых задач. Это обусловлено тем, что лёгкие машины дешевле и их недостаток проще восстанавливать.

Сказалось то, что слишком затянулось строительство этого истребителя. МиГ-29 начали модернизировать ещё в прошлом столетии, но чехарда в кадрах, недостаточность средств, которые прежде всего шли на создание ПАК ФА для ОКБ Сухого, привело к тому, что в 2011 году МиГ-35 проиграл тендер на поставку Индии 125 штук лёгких истребителей.

На продажу выставили весьма сырую машину с другой силовой установкой и иной РЛС. Но индийцы отвернулись от него по следующей причине – этот самолёт не стоял на вооружении в армии России и даже не прошёл испытаний, то есть он был для них абсолютным котом в мешке.

После такой неудачи РСК «МиГ» заявило, что не только доведёт самолёт до уровня пятого поколения, но и проведёт после окончательных доработок рекламную кампанию для восстановления репутации машины. Как оказалось, что это не так просто было сделать.

Первое, с чем столкнулись доработчики – это незаметность самолёта, казалось, без основательной переделки планера, осуществить такое не удастся, но современные покрытия корпуса и уникальные конструктивные решения мелких деталей планера помогли. У машины эффективная площадь рассеяния снизилась до величины менее 1 квадратного метра, а у самолётов такого же типа она в пределах 45 м2.

Второе – самолёт следующей генерации должен иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость в бесфорсажном режиме, для чего пришлось основательно улучшать силовую установку и уже существует её новая модификация. В течение 7 лет продолжалась работа по улучшению технических параметров и обновлению бортового оборудования.

Лучший в мире лёгкий истребитель

После неудачи с продажей нового истребителя индийцам, инженеры и специалисты самоотверженно работали над устранением выявленных недостатков и дальнейшим усовершенствованием МиГ-35.

Машину оснастили современным глубоко модифицированным двигателем РД-33МК (дальнейшей модернизацией РД-33), который вполне удовлетворяет требованиям для самолётов новой генерации. Оптимальные режимы работы силовой установки и переходы с одного на другой поддерживаются цифровой управляющей системой, а вкупе с плазменной системой зажигания всё это позволило увеличить тягу в режиме форсажа до 9400 кг, повысить ресурс и экономичность.

МиГ-35 по сравнению с поздними модификациями МиГ-29 имеет увеличенный радиус боевого действия в пределах 1100 км, лёгкий истребитель оснастили ещё и оборудованием для дозаправки в воздухе.

Из бортового оснащения стоит отметить радиолокационную станцию «Жук-А» с активной фазированной решёткой, работающей на разных частотах с пониженным излучением, что делает самолёт менее заметным. Используя эту РЛС, МиГ-35 видит противника на удалении 200 км, способен обнаружить сразу 30 целей и вести огонь по десяти из них.

Кроме того, впервые в истории боевой авиации на истребителе установлены две оптиколокационные станции (ОЛС), работающие в пассивном режиме без излучения физических волн, делая этот самолёт невидимым для противника. Одна ОЛС отвечает за наземные цели, а другая – за переднюю сферу. Принимать правильные решения и ориентироваться в боевой обстановке лётчику МиГ-35 помогает нашлемный целеуказатель. Таких ОЛС и шлемов с целеуказателями нет даже у американских F-22.

МиГ-35 B F-22
Российский лёгкий истребитель МиГ-35 и американский F-22 Raptor

Новый истребитель возможно использовать в качестве командной машины, для этого достаточно установить соответствующие блоки связной аппаратуры и сделать это можно легко, благодаря открытой архитектуре БРЭО самолёта.

Компактные и миниатюрные блоки РЭО позволили увеличить боевую нагрузку до 7 тонн. В неё входят высокоточные ракеты различного назначения и свободнопадающие бомбы, которые имеются  также в комплекте для Су-57. Нужно отметить, что РСК «МиГ» и ОКБ Сухого совершили важнейшее достижение в авиастроительной области, снизив эксплуатационную стоимость расходов лёгкого истребителя в два с половиной раза.

Заключение

Можно с уверенностью сказать, что МиГ-35 – это лучший лёгкий истребитель России. Очевидно, что ему по мощности наносимых ударов далеко до Су-57 и даже до Су-35, но у него совершенно другие важные задачи, для которых такие тяжёлые машины использовать нерационально.

The following two tabs change content below.
Vladimir

Владимир Акимов

Информация об авторе
comments powered by HyperComments