Прерванный взлёт

Ранним утром 22 августа 1985 года в 06 : 12 начался рейс на Корфу с аэродрома Манчестер, прерванный столь неожиданно и трагически. Несмотря на грамотные и решительные действия командира Boeing 737 авиакомпании «British Airtours», взрыв жаровой трубы левого двигателя привёл к возгоранию топливных баков. Из 131 пассажира, летевших этим рейсом погибли 55 человек.

Обстоятельства происшествия

Командиром корабля был опытный 39-летний пилот, место в правом кресле занимал один из самых опытнейших лётчиков компании «British Airtours» 52-летний капитан, кроме них, было ещё 4 члена экипажа. Начав движение по ВПП, машина набрала скорость 125 миль в час и когда поравнялась с командно-диспетчерским пунктом, лётчики почувствовали сильный удар.

Приняв это за лопнувший пневматик или столкновение с птицей, командир дал команду второму пилоту не применять торможение, предполагая, что если лопнуло колесо машина поведёт себя непредсказуемо. Плавно убрав РУДы, он включил реверс двух моторов, затем самолёт, потеряв скорость до 50 миль в час, сошёл на грунт и остановился.

Быстрые и решительные действия командира Boeing 737 точно соответствовали инструкции по особым случаям в полёте, что впоследствии отметила комиссия по расследованию лётных происшествий.

Но, поскольку причина крылась не в лопнувшем пневматике или столкновении с птицей, а во взрыве в камере сгорания одной из жаровых труб, где происходит смешивание воздуха с топливом, осколки камеры левого двигателя пробили левую консоль крыла с размещённым там топливным баком и за самолётом тотчас возник горящий шлейф.

Пожарная сигнализация сработала, когда пилоты развернули машину вправо и не учли, что слабый ветер при таком положении самолёта начал гнать шлейф горящего керосина на хвостовую часть фюзеляжа. В создавшейся ситуации командир отдал приказание открыть все входные двери и люки с правой стороны самолёта и начать эвакуацию, так как огонь охватывал при таком направление ветра левый борт лайнера.

Развитие событий внутри самолёта

Как только огонь добрался до отсека экипажа, лётчики вылезли наружу через правые форточки остекления кабины. Открытая правая входная дверь в хвосте салона, дала доступ чёрному дыму от горящей задней части фюзеляжа и пассажиры невольно отступили.

Всего 20 секунд хватило пламени, чтобы проникнуть в багажное отделение и в последующие 40 секунд огонь распространился на салон и охватил пламенем кресла для пассажиров. Прибывшие пожарные уже не справлялись с ситуацией. Температура внутри салона увеличилась  до такой степени, что он загорелся весь на высоте человеческого роста, вспыхнуло покрытие и полки для ручной клади.

Горящая обивка кресел наполняла пассажирский салон аммиаком, цианистым водородом и угарным газом. Концентрация цианистого водорода была настолько сильной, что 20 человек сразу погибли, едва вдохнув этой смеси.

Ещё через полторы минуты от открытого огня и дыма скончались 48 пассажиров, причём непосредственно жертвами пламени стали всего шестеро из них. Общее количество погибших в этой катастрофе достигло 55 человек.

Сгоревший Боинг
Обгоревший фюзеляж Боинга 737 ещё долго напоминал о страшной трагедии

Самое страшное, что большинство пассажиров в суматохе так и не смогли найти выход из окутанного дымом салона. Неграмотное и плохо продуманное размещение аварийных выходов привело к такому большому количеству жертв среди пассажиров.

Заключение

Три года длилась работа комиссии по расследованию этого происшествия, но рекомендации по обеспечению пассажиров индивидуальной защитой от дыма так и не выполнены до настоящего времени.

 

 

 

 

The following two tabs change content below.
Vladimir

Владимир Акимов

Информация об авторе
comments powered by HyperComments