Су 37 демонстрировал технологию управления вектором тяги, которую предполагалось использовать на новых машинах семейства Сухого. Отработанные на нём решения легли в основу создания самолётов пятого поколения.

История создания истребителя Су 37

самолет су 37 фото
самолет су 37 фото

К поставленной цели – созданию высокоманевренного перехватчика с новыми ударными возможностями ОКБ Сухого приступило ещё в начале 80-х, когда даже первый вариант был только в проекте. На опытном экземпляре Т-10-24 установили переднее горизонтальное оперение и 1982 году он совершил первый полёт, положив начало серии доработанных машин, которые были, по существу, летающими лабораториями под индексом Су 27М.

Использовались они для доведения до ума нового ПГО с цифровым управлением и поиска лучшего варианта размещения дополнительных ёмкостей с топливом. В конструкции крыла, фюзеляжа и оперения выросла доля композитных материалов и лёгких, прочных сплавов из алюминия. Улучшенную тяговооружённость самолёт получил с установкой новых двигателей АЛ-31ФМ.

В результате дополнительные баки разместили в вертикальном оперении, для чего кили удлинили по высоте, а с новым ПГО снизились ограничения и возросла управляемость на больших углах атаки. Этот прототип Су 27М оторвался от земли 28 июня 1988 года.  Из-за распада СССР и экономического спада в 90-х годах дальнейшие испытания опытных образцов были прерваны.

Чтобы окончательно не загубить этот проект, ОКБ Сухого построило на свой страх и риск ещё десять опытных машин под индексом Су 35. Когда финансирование армии улучшилось, в 1996 году для испытаний самолёта с управляемым вектором тяги были изготовлены образцы машин нового поколения под обозначением Су 37.

Новый прототип Су 37, по сути, переделанный Су 35 был испытан в воздухе 2 апреля 1996 года. Этот вариант истребителя был переходным звеном между поколениями 4++ и пятым. Им восторгались на многих выставках и авиашоу. Он доказывал все преимущества ПГО и двигателя с управляемым вектором тяги, показывая немыслимую управляемость на нулевых скоростях, сохранив при этом большой воздушный тормоз от Су 35 и увеличенный запас топлива.

Описание самолёта Су 37

Компоновка самолёта – это интегральный триплан с малой устойчивостью, включающий в себя переднее расположение горизонтального оперения с традиционной аэродинамической схемой. Увеличенная относительная толщина крыла разрешает разместить в его кессонах большой запас топлива. Новые сплавы из алюминия и лития, большой процент применения композитных материалов делают конструкцию планера прочной и лёгкой.

су 37 зимняя маскировка
Су 37 зимняя маскировка

В каждой консоли ПГО установлен гидравлический привод с электрическим управлением, отклоняющий дифференциально стабилизатор на заданный ЭДУ угол в пределах от + 10 до – 50 градусов. ПГО не только улучшает устойчивость и управляемость на больших углах атаки, что дало возможность избавиться от тряски, но и способно сместить аэродинамический фокус самолёта к передним значениям для придания машине статической неустойчивости для повышения безопасности полёта в условиях большой турбулентности на малых высотах.

Запас топлива увеличили, разместив дополнительные баки в килях, соответственно возрос взлётный вес машины и конструкторы упрочнили шасси, сделав более мощные основные стойки и установив на переднюю опору два колеса. Самолёт оснастили убирающейся штангой дозаправки в воздухе, увеличили запас кислорода, установили контейнер с запасом пищи и воды, разместили оборудование для утилизации отходов – сделали всё, чтобы машина была пригодна к полётам на дальние расстояния.

Силовая установка из двух двигателей АЛ-31ФП имеет цифровую электронную систему управления по тангажу, совмещённую со всей системой управления самолётом. По тангажу и рысканию машина контролируется через систему управления вектором тяги отдельно от каждого двигателя.

Цифровая электродистанционая система управления самолётом поддерживает отклонение всех рулевых поверхностей и вектора тяги, контролируя автоматически выдерживание всех перегрузок и полётного режима.

В кабине пилотов установлены четыре жидкокристаллических дисплея, выдающих всю информацию о полёте и навигационной обстановке на свои экраны и широкоугольный коллиматорный экран на лобовом стекле. Новая машина управляется боковой ручкой с малым ходом и тензометрическим рычагом управления двигателя.

Бортовое радиолокационное оборудование самолёта с фазированной решёткой и РЛС заднего обзора позволяет обнаружить противника на дальности до 100 км, вести сразу 15 целей и управлять одновременно шестью ракетами класса «воздух – воздух». Элементы искусственного интеллекта, входящие в комплекс БРЭО обеспечивают попадание в цель независимо от её размера. Подключение БРЛС и оптико-локационного оборудования к нашлемному прицелу пилота дали новые возможности ведения воздушного боя.

су 37 фото
су 37 фото

Су 37 технические характеристики

  • Площадь крыла – 63,5 м2.
  • Размах крыла – 14,698 м.
  • Длина самолёта – 22, 2 м.
  • Высота самолёта – 6,43 м.
  • Вес неснаряжённого самолёта – 18,5 т.
  • Максимальный взлётный вес – 34 т.
  • Скорость самолёта Су 37 у земли максимальная – 1400 км/час.
  • Скорость самолёта Су 37 на высоте максимальная – 2500 км/час.
  • Дальность полёта с одной дозаправкой в воздухе – 6500 км.
  • Дальность полёта без дозаправки – 4000 км.
  • Боевой радиус – 800 км.
  • Двигатели – 2 Х ТРДДФ АЛ-31ФП.
  • Тяговооруженность – 2 х 14500 кгс.
  • Практический потолок – 18 тыс м.
  • Боевая нагрузка – 8 тыс.кг.
  • Экипаж – 1 чел.

Вооружение истребителя бомбардировщика Су 37

  • Одна пушка – ГШ-301.
  • УР «воздух – воздух» средней и большой дальности – Р-27ТЭ, Р-27РЭ, Р-77.
  • УР «воздух – воздух» малой дальности – Р-73, Р-73М, Р-60М.
  • УР с различным наведением – Х-25, Х-29, Х-59.
  • Противорадиолокационные УР – Х-31, Х-58.
  • Противокорабельные УР – Х-31А, Х-35, Х-15.
  • Бомбы – 500 кг.
  • НУР – С-8, С-13, С-25.

Интересные факты о Су 37 лучшем в мире истребителе

19 декабря 2002 года недалеко от города Шатура разбился опытный экземпляр Су 37, лётчику-испытателю Ю. Ващуку удалось благополучно покинуть самолёт.

су 37
су 37

Конструкция двигателей с поворотными соплами разрешает Су 37 разворачиваться буквально вокруг хвоста и делать кульбит – поворот через хвост на 3600. При выполнении фигуры высшего пилотажа «кобра» машина замирает в воздухе с углом атаки 1500 и держится в таком положении 3-4 секунды, а потом выходит в максимально выгодное положение для атаки.

Су 37 с установленным БРЭО получил возможность наносить упреждающий удар даже по «незаметному» противнику.

Подсистема БРЭО с элементами искусственного интеллекта и автоматизация практически всего выполнения полёта разрешает выбирать цели и управлять боем в составе группы и применять соответствующую тактику.

Су 37 видео высший пилотаж

Кобра пугачева на Су 37 видео

comments powered by HyperComments