Много заявлений, практически никаких деталей и отсутствие данных характеризует история с боевым применением новейшего самолёта пятого поколения F-22, в ходе которой американские лётчики жаловались на грубые просчёты и конструктивные недостатки «Раптора» и обращали внимание на невозможность обнаружения российских самолётов при боевых действиях в Сирии.

Конструктивные недоработки американского истребителя пятого поколения

Интересные признания о боевом применении ударного истребителя сделали пилоты американских ВВС. Предполагалось, что новая боевая машина пятого поколения F-22 «Раптор» придёт на замену сразу нескольким самолётам – стелс-бомбардировщику F-117А, истребителям F-15 и F-16, но до начала серийного выпуска необузданное внимание прессы и повышенный интерес экспертов, исключили возможность участия в боевых действиях «Раптора».

Поступивший на вооружение ещё в 2005 году, этот самолёт лишь в 2014 году, по заявлению Пентагона начал участвовать в боевых вылетах на территории Сирии. Считавшийся лидером среди малозаметных боевых машин, самолёт сразу посеял сомнения относительно своих стелс-возможностей, а участие в боевых заданиях по уничтожению боевиков ИГИЛ, вскрыло массу технических проблем и подтвердило малоэффективность незаметности «Раптора».

После того как строевые части пополнялись полным ходом новыми истребителями F-22, росло понимание того, что система обмена тактической информации, разработанная специально для таких малозаметных машин, не разрешает оперативно обрабатывать поступающие данные. Настроенная лишь на «приём» такая система не позволяет использовать оружие высокой точности по выбранным объектам.

Как рассказывают пилоты, в ходе боевого применения F-22 в Сирии удалось решить проблему с гипоксией и окончательно выяснить, что специальный канал связи Link16 недостаточно эффективен для боевого использования новой машины и не даёт пилоту грамотно распорядиться данными о получении и подтверждении целей. Лётчик вынужден докладывать об обстановке и данные о цели по плохо защищённому каналу связи бортовой радиостанции, не имея понятия, как осуществляется безопасность такой передачи.

Эксперты отмечают, что наиболее эффективно F-22 работает только с подсветкой целей бортами ДРЛО, а действуя самостоятельно, он будет хорошо виден средствам ПВО и РЭБ противника, поскольку его бортовая РЛС использует сантиметровый диапазон и демаскирует его, в метровом же диапазоне самолёт легко просматривается наземными радиолокаторами.

Опасные просчёты в оборудовании  F-22

Американские военные никогда не считали российские Су-30 и Су-35 незаметными машинами и зря, эти самолёты имеют на вооружении оптико-локационные станции для скрытого обнаружения и захвата целей. Такое оборудование даёт возможность поражать объекты размером от БПЛА до крупных самолётов, не применяя свою РЛС и оставаясь незаметным для средств ПВО и локаторов самолётов противника.

Ещё в стадии разработки американцы отказались от оборудования F-22 оптико-локационными станциями в пользу мощной бортовой РЛС и ракет повышенной дальности действия. Но общественности об этом было неизвестно, а для экспертов эти конструктивные недоработки не являлись чем-то новым.

Истребитель пятого поколения, ценной в 150 млн долларов, оказывается, не готов к боевым действиям в ночное время из-за отсутствия датчиков определения целей и неимения пилотами систем нашлемного указания и управления вооружением, что делает невозможным и опасным даже обычные полёты. Американских лётчиков в таких случаях о российских самолётах оповещают станции наземного сопровождения, а бортовая РЛС остаётся бесполезной.

У старшего поколения американских истребителей F-15 и F-16 эти недоработки отсутствуют, однако, использование их на сирийском ТВД опасно, поскольку эти боевые машины легко обнаружить и уничтожить даже устаревшими средствами противовоздушной обороны. Технические недоделки не позволяют использовать в боевых действиях в Сирии также и новый F-35, с которым связано в последнее время несколько громких и скандальных историй.

Истерика руководства НАТО и тревога американских изготовителей

Теперь легко понять панику руководства НАТО в связи с приобретениями Турции российских противовоздушных комплексов обороны С-400, поскольку малозаметность и боевая эффективность перспективных F-35 под большим вопросом, а США продолжает продавать эти истребители пятого поколения всем союзникам по НАТО.

Ф-35
Младший брат F-22 истребитель пятого поколения F-35

Понятна и тревога американских изготовителей этих боевых машин, они прекрасно представляют, что для российского многодиапазонного комплекса С-400 невидимость F-35 просто фикция и они легко обнаруживаются и сопровождаются на протяжении всей зоны слежения этого комплекса ПВО.

А вот сложности обнаружения российских Су-30 и Су-35 для пилотов ВВС США остаются прежними, равно как и те недоделки в БРЛС, управлении вооружением и связью, которые за истекшее десятилетие так и не были устранены и поэтому «Раптор», как боевую машину пятого поколения, считать готовым к боевым действиям преждевременно.

comments powered by HyperComments