Авиационные потери в сражении с противником, не имеющего средств противовоздушной обороны и поддержки авиацией, воспринимаются особенно болезненно. Так было, когда летом 2016 года был сбит в Сирии ударный вертолёт Ми-28 – машина устаревшая ещё в конце 80-х годов. Всё происходит, как всегда – за неверное решение о принятии на вооружение именно такого типа вертолёта расплатились своими жизнями совершенно другие люди. И самое ужасное в этом, что это решение принято на основании узковедомственных и по большому счёту шкурных интересов.
Как узковедомственные интересы перевесили государственные
Лет 40 назад главком ВВС П.С. Кутахов принял решение о разработке новой боевой винтокрылой машины, трезво рассудив, что дальнейшие модернизации Ми-24 являются бесперспективными. В то время КБ Миля имело мощное лобби в аппарате ЦК и обладало абсолютной монополией в строительстве вертолётов для армейской авиации и именно поэтому предпочло не особо надрываться, представив на конкурс машину ненамного лучшую, чем Ми-24, оставив на ней старое ракетное вооружение как с управляемым, так и с неуправляемым оружием. Так появился новый и ещё сырой вертолёт Ми-28, замена которым Ми-24 теряла всякий смысл.
Камовское КБ разработало машину с соосными несущими винтами по всем характеристикам, превосходящую вертолёт Миля. Военных заказчиков впечатлила высокая эксплутационная пригодность машины, которая могла работать на полевых аэродромах по полмесяца и имела минимальное количество точек смазки, всего лишь три против, полагающихся пятидесяти на старых типах вертолётов.
Испытатели были восхищены способностью Ка-50 на большой скорости мгновенно разворачиваться на 180 градусов, встречая тем самым противника в лоб и ведя прицельный огонь из всех видов бортового оружия. Кроме Ка-50/52 такой тактический приём не может выполнять ни один вертолёт в мире. КБ Камова максимально защитили пилотов, сделав цельную броневую кабину, выдерживающую прямое попадание 23-мм снаряда.
Наконец, впервые в практике мирового вертолётостроения машину оборудовали катапультным креслом, позволяющим пилоту на любой скорости и высоте безопасно покидать машину. Сохраняя жизнестойкость вертолёта, инженеры продублировали все системы, отвечавшие за безопасность работы двигателя и пилотирования. Генеральный конструктор С. Михеев всё сделал для сохранения высококвалифицированных пилотов.
Согласно итогам конкурса было принято решение о дальнейших испытаниях и производства вертолёта Ка-50, а КБ Миля было предложено модернизировать Ми-24, используя новые технические заделы, разработанные для Ми-28. Это решение породило главную интригу, включавшую в себя борьбу не только за медали и ордена, полагавшиеся за создание новых машин, но в основном борьба шла за те многомиллионные средства, которые выделялись на производство и разработку новых образцов военной техники.
На защиту КБ Миля поднялись все чиновники, имеющие связь с верхушкой аппарата ЦК КПСС, ведь, по сути, их отодвигали от такой большой «кормушки». Этим людям кстати пришлась смерть в 1984 году главкома ВВС П.С Кутахова и они тут же с пеной у рта принялись доказывать необъективность состоявшегося тендера.
Новое командование ВВС не решилось идти на прямой конфликт и оставив итоги конкурса в силе, провело сравнительные испытания обоих машин, в которых Ка-50 снова подтвердил свои лучшие характеристики. Недолго думая, руководители МВЗ состряпали кляузу на имя министра обороны и в центральный комитет партии, попутно дискредитируя и очерняя новую машину конкурентов.
Начались новые комиссии, заседания и даже на партсобраниях принялись обсуждать достоинства и недостатки новых изделий.
Когда в очередной раз решение НИИ было принято в пользу камовского вертолёта, несмотря на все усилия милевских лоббирующих чиновников – было уже поздно, великая страна рассыпалась и потуги лоббистов фирмы Миля перекрыли поступление в войска превосходного боевого вертолёта Ка-50.
Основные преимущества Ка-50
Чтобы понять какая прекрасная боевая ударная машина могла стоять на вооружении российской армии вместо перекомпонованного Ми-24, получившего название «Ночной охотник» просто внимательно вглядитесь в его характерные особенности:
- Поразительная маневренность – когда многотонный «Аллигатор» кружит в воздухе словно танцуя, невольно залюбуешься с какой грациозностью и лёгкостью он это выполняет.
- В ходе реальных боевых действий в Чечне, российскими лётчиками-испытателями установлено, что Ка-50 с полной боевой нагрузкой свободно висит на 4 тысячах метров, а Ми-28Н вместо заявленных 3600 метров, не потянет и на высоте 2600.
- Боевая воронка – это присущий только Ка-50 способ выполнять перемещение в боковой плоскости по окружности носом вниз, одновременно держа на прицеле объект и уклоняясь от средств ПВО.
- Камовская машина уверенно разгоняется до скорости 390 км/час.
- Отличительная способность «Чёрной акулы» моментально развернуться в лоб преследующему противнику на высокой скорости – способ недоступный для Ми-28Н.
- Статистический потолок – это когда машина способна зависать на определённой высоте без влияния воздушной подушки, у Ка-50 с двигателями ВК-2500 он составляет 4300 метров.
- У машины Камова есть то, чего в ближайшем будущем не предвидится на «Ночном охотнике» – катапультные кресла, система, впервые применяющаяся для спасения пилота на винтокрылых машинах.
«Чёрная акула» – боевой ударный вертолёт, который привёл в восхищение нашего президента и В.В. Путин заверил по радио всю Россию, что такая, несомненно, удачная боевая машина будет отправлена для проверки в боевых действиях против чеченских боевиков. Сказал и забыл, в результате армейским лётчикам-испытателям пришлось добираться до Чечни самостоятельно на свой страх и риск.
В отличие от них «Ночной охотник» был послан на театр боевых действий в Сирию по распоряжению командования, где зарекомендовал себя неважно. Были потеряны три машины – один Ми-24 и два Ми-28Н, причём не в боевых действиях, при этом погибли четыре высококлассных пилота.
Заключение
Возникает лишь один вопрос – почему не выполняется указ президента об оснащении наших ВКС высокотехнологичным оружием. Казалось, всем стало понятно, что после катастроф с Ми-28, которые произошли на авиашоу, нужно срочно восстанавливать серийное производство Ка-50 и Ка-52 , а вместо этого замминистра Ю. Борисов утверждает контракт на выпуск 100 единиц Ми-28НМ практически ничем не отличающимся по характеристикам от «Ночного охотника». По всей видимости, опять верх взяли «эффективные» менеджеры.