Такой боевой машины, как Ми 24 не было нигде, за плотный огонь на высокой скорости афганские моджахеды прозвали его «дьявольской колесницей». У лётчиков он получил кличку «крокодил».
Оснащённый грозным вооружением класса «воздух – земля» Ми 24 превращался в непревзойдённого противника на поле боя. Этот боевой ударный вертолёт до сих пор остаётся на вооружении многих стран в мире.
История создания
Идея по созданию «летающей боевой машины пехоты» созрела у генерального конструктора М.Л. Миля ещё в начале 60-х годов прошлого века. Он предполагал, что вертолёт будет не только прикрывать наземные подразделения мощным огнём, но и доставлять небольшие армейские группы к месту назначения.
Макет многоцелевой боевой машины, получившей индекс В-24, изготовили в 1966 году, а после постановления правительства в мае 1968 года приступили к проектированию и эскизам вертолёта. Прототип изготовили к июню 1969 года, используя в конструкции новой машины двигатели и агрегаты вертолётов Ми 8 и Ми 14, что позволило значительно ускорить процесс.
Осенью 1969 года состоялся первый облёт нового вертолёта, а в 1970 году с середины лета машина проходила лётные испытания. Начиная с 1971 года, вертолёты начали поступать в армейские подразделения. Комплекс вооружения «Штурм», готовящийся для установки на Ми 24 не успели довести до конца и решили разместить на новой машине пулемёт А-12,7 на платформе НУВ-1 и ПТРК «Фаланга». Официально, лишь после постановления правительства от 1972 года Ми 24 был взят на вооружение. Арсеньевский авиазавод на продолжение пятилетки выпустил свыше 240 вертолётов.
Описание вертолёта
Аэродинамическая компоновка машины представляет собой традиционную схему с одним несущим винтом из пяти лопастей и рулевым трёхлопастным толкающим. Впоследствии хвостовой винт перенесли на левый борт и он стал не толкающим, а тянущим.
Высокое расположение крыла с отрицательным поперечным V выбрано из соображения размещения на нём подвесок для вооружения. Но, основная функция крыла предназначена для аэродинамической разгрузки машины, в установившемся полёте небольшой размах крыла принимал на себя 20% веса вертолёта.
Кабина Ми 24 выполнена по тандемной схеме для двух человек – командира и оператора вооружения. Бронезащита кабины состоит из бронелистов, защищающих экипаж сбоку и снизу, пуленепробиваемого остекления фонаря пилотов. В середине фюзеляжа располагалась кабина для десантников на восемь мест или 1.5 тонны груза. Эти два отсека создавали замкнутое герметичное пространство, не дающее проникать внутрь заражённому воздуху.
Когда оператор вооружения был занят наведением и пуском ПТУР, командир управлял машиной и вёл огонь из носового пулемёта и оружия, располагающегося на подкрыльных подвесках. Позднее в экипаж Ми 24 входил бортовой техник.
Трёхстоечное шасси вертолёта было выполнено убирающимся. Протектированные внутренние ёмкости пяти баков вмещали весь запас топлива, подача которого не прекращалась при повреждении любого из них.
Модификаций Ми 24 было выпущено много, если начальный вариант Ми 24А имел кабину экипажа по типу «веранда», то поступивший в войска Ми 24Д был оснащён раздельными кабинами. После доработки ПТРК «Штурм-В», установки автоматического прицела АСП-17В и размещения дополнительных ёмкостей для топлива вертолёт получил индекс Ми 24В, а для экспорта как Ми 35.
В 1975 году машину оснастили 30-мм пушкой ГШ-30К. Двухствольное орудие было установлено с правой стороны фюзеляжа и закреплено неподвижно. Этот вариант получил индекс Ми 24П. Практика применения армейских Ми 24 в Афганистане показала, что необходимо заменить имеющиеся двигатели ТВ-117 на высотные ТВ-117В с более эффективной защитой от пыли и экранно-выхлопными устройствами.
Афганская война заставила усилить бронезащиту машины и в топливных баках применить пенополиуретановый наполнитель. Вооружение Ми 24 усилили, установив пушечные контейнеры универсального типа УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23. В 90-е годы были выпущены машины с двигателями от Ми 28, несущим и хвостовым винтом от этого нового вертолёта, которые вышли в серию под индексом Ми 24ВМ.
Тактико-технические данные
Диаметр несущего винта | 17,3 м |
Диаметр хвостового винта | 3,908 м |
Высота при вращающихся винтах | 5,47 м |
Экипаж | 3 чел. |
Размах крыла | 6, 4 м |
Вес пустой машины | 7580 кг |
Максимальный взлётный вес | 11500 кг |
Вес полезной нагрузки | 2400 кг |
Запас топлива в баках | 2100 кг |
Двигатели | 2 х ТВ-117 |
Мощность двигателей | 2 х 2200 л.с. |
Количество десантников | 8 чел или 2 легко раненых и 2 тяжело раненых и один медработник |
Максимальная горизонтальная скорость | 335 км/ч |
Крейсерская скорость | 270 км/ч |
Практическая дальность | 450 км |
Перегоночная дальность | 1000 км |
Динамический потолок | 4950 м |
Стрелково-пушечное вооружение | В зависимости от модификации |
Количество точек подвески | 6 |
УР | Штурм-В, Атака-М , Гермес-А |
Неуправляемые ракеты | С-5, С-8, С-13, С-24 |
Ракеты «воздух – воздух» | Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака» |
Бомбовое вооружение | Бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг |
Интересным фактом биографии Ми 24 является массовость производства. Из 2300 единиц произведёнными нашими заводами, 1500 вертолётов поступили в армейские подразделения ВС России.
Применение Ми 24В Сирии
Ранее Ми 24 имел название «Стакан» по аналогии с остеклением кабины, грани которой походили на этот сосуд. Со временем за ним установилось прозвище «Крокодил» с каковым и столкнулись боевики ИГИЛ в Сирии. Эта машина прошла через Афганистан, Чечню и Южную Осетию, она прекрасно приспособлена к жаркому климату и не боится пылевых бурь.
Наряду с огневой мощью, которой обладает этот вертолёт, он больше всех других ударных машин может оказать действенную помощь в вызволении экипажей, терпящих бедствие на сирийском театре военных действий, так как обладает транспортным отсеком, подходящим для перевозки экипажей и раненных.
По огневой мощи с Ми 24 может сравниться только, пожалуй, Ка 52 и правильно решило российское МО, отправив в сирийскую пустыню проверенный боевой вертолёт.