Творение нашего знаменитого конструктора Н.В. Миля многоцелевой средний вертолёт Ми-8 поднялся впервые в воздух в 1961 году, но до сих пор его новейшие модификации охотно закупаются более чем в ста странах мира, а это половина государств нашей планеты. Время же неумолимо движется вперёд и встаёт вопрос о замене легендарной машины. Об этом задумывались ещё давно, в 1981 году, но дальнейшие события в нашей стране позволили лишь в 2015 году получить сертификат, открывающий дорогу в небо новой «рабочей лошадке»отечественного вертолётостроения вертолёту Ми-38.
Особенности конструкции Ми-38
Секрет успеха Ми-8 заключался в удачном выборе проекта, который создавался с далеко идущими перспективами роста и будущими задачами для машины среднего класса. Ведь первая версия вертолёта была с одним двигателем, но это вряд ли впечатлило заказчика и конструкторы вовремя опомнились и создали двухдвигательный вариант.
Результат был уникальный, машина получила отличную грузоподъёмность и пассажировместимость и более чем достаточный внутренний объём в отличие от зарубежных аналогов.
Средний вертолёт Ми-38 это не простое копирование в несколько большем масштабе милевской «восьмёрки», а совершенно новая машина, созданная по всем правилам новейших требований мирового масштаба. Вертолёт получил большие иллюминаторы, используемые в качестве запасных выходов, топливная система создана с повышенной пожаробезопасностью, конструкция шасси оснащена энергопоглощающими амортизационными стойками, гасящими ударные нагрузки, возникающими при падении с 15-метровой высоты.
Комфортность полёта в пассажирском салоне обеспечивают двигатели, расположенные перед главным редуктором, что вкупе с эластомерными подшипниками во втулке винта и новой трансмиссией позволяют минимизировать вибрационные и шумовые воздействия. Пассажировместимость Ми-38 составляет 30 человек, причём кресла имеют шаг 75 см, внутренний объём позволяет разместить на вертолёте не только удобный туалет, но и небольшой буфет.
На внешней подвеске Ми-38 свободно поднимает и тащит 6 тонн груза, а грузоподъёмность машины позволяет разместить 5 тонн внутри вертолёта. Так уж получилось, что на мировом рынке вертолётов среднего класса с двумя двигателями, с нашим российским вертолётом способна конкурировать только французская машина Airbus Helicopters H225.
Этот французский вертолёт имеет отличную грузоподъёмность 5.5 тонны, но внутреннее пространство его грузовой кабины равно лишь 15 м3 и это военно-транспортная версия, а у отечественного Ми-38 объём грузового отсека достигает 29.5 м3 и конкуренцию ему может составить лишь тот же Ми-8.
Современный двигатель ТВ7-117В
Ми-38 обладает теми же возможностями, которые достигают западные машины, только при наличии трёхдвигательной системы. После отказа западных партнёров от установки на Ми-38 американо-канадских моторов компании Pratt Whitney PW127TS, в ОКБ им. Климова была разработана версия турбовального двигателя ТВ7-117В для вертолётов, который в самолётном варианте ТВ7-117 предназначался для Ил-114 и имел мощность 2500 л.с.
Особенность такого двигателя состоит в том, что в режиме чрезвычайной мощности он развивает 3750 л.с, что позволяет продолжить взлёт на одном моторе в случае отказа другого. На машинах западной разработки получить такой резерв мощности возможно при системе, имеющей лишь три двигателя.
ТВ7-117В для работы в странах с жарким климатом и в условиях пустынь получил систему охлаждения лопаток турбины, надёжно защищённую от проникновения пыли устройствами нового поколения. Новому турбовальному двигателю ещё предстоит длинный путь совершенствования и доводки всех параметров к нужным величинам, но уже сейчас по экономичности он превосходит двигатель «восьмёрки» ТВ3-117 потребление топлива для ТВ7-117В находится на уровне 0.2 кг, а мотор Ми-8 потребляет 0.23 кг и это уровень современных машин.
Более тяжёлый по сравнению с «восьмёркой», Ми-38 легко развивает максимальную скорость 320 км/час и на крейсерском режиме поддерживает 290 км/час. Самая быстрая из аналогичных западных машин AW 101, имеющая три двигателя развивает максимальную скорость 309 км/час, а её крейсерская скорость достигает всего лишь 278 км/час. Другие сопоставимые по этим параметрам машины западных конкурентов значительно проигрывают Ми-38.
Для эксплуатации машины в горной местности, в частности для Индии, существенное значение имеет практический потолок. В отличие от Ми-8 (потолок 6 тыс. м) у Ми-38 этот параметр составляет пока 5900 метров, но поскольку новая машина с двигателями ТВ7-117В впервые поднялась в воздух лишь поздней осенью 2013 года, со временем возможности вертолёта только вырастут.
Другие преимущества Ми-38
Установка новых несущих винтов, с лопастями, выполненных с уникальным профилем и полностью из композитов, позволило достигнуть более высоких скоростей и значительно снизить уровень вибрации и шума.
Отличная аэродинамика и компоновка Ми-38, конструктивное весовое совершенство и повышенный уровень экономичности двигателей обеспечило достижение максимальной перегоночной дальности 1200 км. Западные конкуренты, вертолёты подобного класса AW101 и H225 достигли всего лишь дальности 1129 и 1135 км соответственно.
Зарубежных заказчиков весьма интересует цена эксплуатации вертолёта. Если для Ми-8 и для таких же машин иностранного производства нужен экипаж из двух человек, то Ми-38 управлять может только один пилот и в этом ему помогает интегрированная диагностическая система, «стеклянная» кабина российского производства и новая система навигации.
Выполнять ремонт мотора ТВ7-117В можно в полевых условиях, поскольку он изготовлен по модульному принципу, простой заменой отказавших блоков на исправные. Лопасти несущего винта Ми-38 выполнены из стеклопластика и не подлежат замене в течение всего срока эксплуатации.
Хранить вертолёт можно на открытой площадке или аэродроме, машина не требует ангарного хранения. Современная система противообледенения изготовлена достаточно мощной и позволяет выполнять полёты при температуре наружного воздуха до минус 50 градусов. Двигатели и машина обеспечивают эксплуатацию и на верхних пределах температуры до +600 С.
Остаётся привлекательной и цена нового турбовального вертолёта Ми-38, создатели обязуются её удержать в пределах 17 млн долларов, что для заказчиков является довольно выгодным предложением, особенно по сравнению с машинами западных производителей, стоимость которых от 20 млн долларов и выше.
Заключение
Очевидно, что Ми-38 займёт достойное место на мировом рынке, поскольку нет другой машины, имеющей такие предельно высокие технические характеристики для этого класса вертолётов. Но для подтверждения безотказности и достоинств нового вертолёта предстоит большая работа по расширению эксплуатационных условий, сертификат выдан пока только на грузовые перевозки. Но в будущем успехе можно не сомневаться, аналогичной техники пока в мире не создано.