После десятилетнего перерыва Россия решила возобновить продажу КНР передовых военных технологий и это означает, что Москва ставит нынешние геополитические и экономические мировые проблемы выше своей озабоченности попыткам Пекина копировать новейшие разработки российского вооружения.
История торговых соглашений с КНР в области авиации
В 90-е годы финансирование Россией расходов на военные нужды фактически было никакое, а Китай приступил к модернизации своих вооружённых сил, тогда новые российские военные технологии помогли нашей оборонной промышленности остаться на плаву, благодаря поставкам новых разработок военной техники Индии и Китаю.
Однако в 2004 году российско-китайские отношения вновь дали трещину из-за нарушения лицензионного соглашения, по которому китайцы производили у себя в стране российские Су-27. Китайские инженеры скопировали наш истребитель и выпустили собственную версию J-11B, что российское руководство посчитало недопустимым и наносящим вред экономике нашей страны.
Ещё в 1989 году после визита М.С. Горбачёва в Китай было принято решение возобновить советско-китайские торговые отношения в военной сфере и в 1990 году китайская делегация прибыла в СССР для обсуждения вопроса приобретения наших современных истребителей. Несмотря на ухищрения советских кураторов, пытавшихся протолкнуть для продажи МиГ-29, обосновывая это тем, что вооружённые силы КНР давно знакомы с этой техникой и у них накоплен большой опыт эксплуатации таких самолётов, китайцы выбрали Су-27.
Они справедливо посчитали, что Су-27 со своим более мощным двигателем с большим ресурсом, электромеханической системой управления, вместо гидравлики на МиГ-29 и довольно приемлемым радиусом боевого применения будет лучшей платформой для модернизации всего парка боевых самолётов и создания новых машин.
Советские представители долго сопротивлялись, но тяжёлое экономическое положение страны в 90-х годах заставило их подписать контракт на продажу 24 единиц Су-27 Китайской народной республике.
Китай на этом не остановился, использовав бедственное положение России в экономике, его представители настояли на продаже технологий изготовления, включая весь производственный цикл и в 1995 году Москва согласилась на эту сделку. КНР приступила к изготовлению Су-27, теперь уже обозначив его, как J-11, но не удержалась и нарушила лицензионное соглашение, что и привело к новому разрыву торговых соглашений с Россией.
Вопрос для китайцев – копировать или создавать самим
В настоящий момент после последних поставок Китаю Су-30 в 2004 году, Москва решилась на поставку 24 новейших лёгких истребителей Су-35. Правильно заметили западные СМИ – это делается для того, чтобы затруднить стратегическое планирование для США и её союзников в свете новых геополитических и экономических проблем.
Обе страны подписали соглашение о защите интеллектуальной собственности, но всё же риск остаётся, ведь китайские инженеры показали себя весьма искусными в краже технологий. Российская сторона считает, что самые ценные технологии не будут передаваться, поскольку Су-35, поставляемый КНР существенно отличается от версии используемого российскими ВКС.
Скопировать самое ценное – двигатель Су-35 практически невозможно и как показало время китайцы начиная с 90-х годов так и не сумели скопировать наши двигатели, а АЛ-41Ф1С, которым оснащена новая машина, невозможно скопировать не добравшись до сердцевины, а для этого нужно сломать его.
Китайцы так и не научились сами изготовлять двигатели с нужными им характеристиками, производимый ими мотор WS-10A «Тайхань» имеет неудовлетворительные сроки по ресурсу. Поднебесной приходится закупать российский АЛ-31Ф большими партиями, чтобы удовлетворить свои потребности и потому на машине пятого поколения J-20 они вынуждены ставить одну из модификаций этого двигателя.
Современный российский двигатель АЛ-41Ф1С устанавливается на Су-35 – это единственная в мире силовая установка, располагающая многоракурсным вектором тяги. Наши инженеры рассчитали, что даже за 26 лет эксплуатации АЛ-31Ф китайцы так и не смогли создать двигателя с подобными характеристиками, что же можно сказать об АЛ-41ВФ1 – этом достижении двигателестроения.
Совершенно правильная политика России заставляет Китай сотнями закупать у себя двигатели, что в коммерческих сделках считается обоснованным шагом и это означает невозможность экспорта своих J-16 и J-20 без наших моторов и составить конкуренцию на рынке вооружения своими подделками Поднебесная не в силе. Установка на собственный коммерческий истребитель JF-17 Thunder российского двигателя РД-93 в итоге приносит прибыль нашему авиапрому.
Заключение
По всей вероятности, китайцы когда-нибудь бросят заниматься бесполезным копированием, развращающим творческие способности и создадут новый двигатель, но история, тянущаяся на протяжении 26 лет с российским двигателем АЛ-31Ф говорит об обратном. Остаётся надеяться на творческий потенциал инженеров Поднебесной, иначе им будет трудно чем-либо удивить мировую общественность.