Многоцелевой транспортный самолёт — Ил-214

Ил-214

Вопрос о замене морально устаревших военно-транспортных самолётов Ан-12, Ан-26 и Ан-72 давно уже созрел. Проект нового многоцелевого транспортника Ил-214 готов — это двухдвигательный реактивный самолёт с замечательной аэродинамикой, имеющий возможность доставлять боевую технику и десантников общим весом до 20 тонн на расстояние в 2 тыс. км.

История создания

В 2001 году 6 июня было утверждено соглашение о совместной разработке многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина, научно-производственной корпорацией «Иркут» и индийской компанией HAL. На бюрократическую раскачку ушло ещё 6 лет и только в 2007 году правительство России и Индии подписали соответствующий документ на раздел акций совместного предприятия по 50% каждой стороне.

В ОКБ им. С.В. Ильюшина в 2009 году подготовили авансированный проект самолёта и представили его на защиту.

Первый полёт опытного экземпляра транспортника планируется на 2017 год, а в 2019 году ожидается начало серийного производства. В планах российско-индийского совместного предприятия предполагается выпуск 100 единиц для России, 45 — для ВВС Индии и остальные 65 самолётов пойдут на экспорт.

Ил-214

Ил-214

Всё было бы хорошо, но индийская сторона в январе 2016 года заявила о намерении выйти из проекта и ОКБ им. С.В. Ильюшина приостановила работу. Недостаточное финансирование и неясная позиция правительства России ставит перед российскими ВКС дилемму — ждать продолжения проекта или закупать многоцелевой транспортный самолёт у Бразилии, который будет вот-вот готов.

Особенности конструкции

Аэродинамическая компоновка Ил-214 присуща всем современным транспортным самолётам — это моноплан с высоким расположением крыла, двумя турбовентиляторными двигателями на подкрыльевых пилонах и хвостовым оперением Т-образной формы. Крыло имеет мощную механизацию в виде предкрылков, многощелевых закрылков, элеронов и интерцепторов. Высокое расположение крыла выбрано из расчёта защиты от попадания посторонних предметов при эксплуатации самолёта с грунтовых аэродромов.

Фюзеляж транспортника аналогичен конструкции фюзеляжа Ил-76МД и обеспечивает быструю загрузку и выгрузку боевой техники, размещению внутри грузовой кабины 140 солдат или 90 десантников. Широкая рампа и два тельфера с лебёдкой служат для автономной погрузки при базировании на аэродромах, не приспособленных для этой цели.

Проекция самолёта Ил-214

Проекция самолёта Ил-214

Силовая установка самолёта состоит из двух турбовентиляторных двигателей ПС-90А-76, имеющих высокую тяговооруженность, позволяющую эксплуатировать транспортник в условиях высокогорья над уровнем моря не менее 3300 метров.

Три члена экипажа (два пилота и бортинженер) размещаются просторной кабине с прекрасной эргономикой. Внутри расположены шесть цветных дисплеев с множеством функций, а на лобовом стекле перед пилотами два индикатора отображают пилотажно-навигационную обстановку.

Открытая архитектура бортового радиолокационного комплекса предусматривает расширение и модернизацию его функций.

Шасси самолёта трёхопорное, убирается во время полёта внутрь фюзеляжа, на Ил-214 предусмотрена дозаправка в воздухе через штангу, находящуюся над кабиной экипажа с левой стороны.

Модель Ил-214 / МТС

Модель Ил-214 / МТС

Лётно-технические данные Ил-214

  • Экипаж — 3 чел
  • Взлётная дистанция — 1450 м
  • Посадочная дистанция — 1350 м
  • Максимальная скорость — 870 км/ч
  • Скорость крейсерского режима — 800 км/ч
  • Дальность с максимальной загрузкой — 2 тыс. км
  • Практический потолок — 12 тыс. м
  • Перегоночная дальность — 7300 км
  • Длина самолёта — 37,7 м
  • Высота самолёта — 12,51 м
  • Размах крыла — 32,25 м
  • Максимальный взлётный вес — 68 т
  • Количество топлива в баках — 25 т
  • Двигатели — 2 х ПС-90А1
  • Взлётная тяга — 2 х 17400 кгс
  • Грузоподъёмность — 27 т.
Эскиз облика Ил-214

Эскиз облика Ил-214

Что думают в ОКБ им. Ильюшина

Печальная ситуация возникла с военным транспортными самолётами среднего класса в России. Эти машины разработаны Антоновым, в эксплуатации продолжительное время и их надо менять, так как от Украины, которая периодически разрывает с нами дипломатические отношения, можно ожидать прекращения поставок запчастей для «антоновских» самолётов.

Заморозка совместного проекта с индийцами имеет несколько причин. Действительно, у нас ещё нет Ил-214 – нет не только прототипа, но и рабочей документации. В ОКБ им. С.В. Ильюшина это объясняют отсутствием достаточного финансирования и расторжением Узбекистаном соглашения о производстве Ил-76МД в Ташкенте. Пришлось переводить производство в Ульяновск и не было времени заниматься проектом Ил-214.

Пока мы думали, что Индия подождёт нашу разработку, «антоновцы» заключили с ними соглашение на производство Ан-178. Но индийцы только заморозили совместный проект с Россией, а не расторгли, но расторгнут, если наши авиастроители не изменят отношение к стратегии.

Видео: Ил-214 — тактический военно-транспортный самолёт

Благодушие и бездеятельность «ильюшинского» ОКБ удручает, создание действительно прекрасного Ил-76МД-90А ещё не повод для прекращения других проектов и оставления без внимания такого сектора самолётостроения, как военно-транспортный самолёт средней грузоподъёмности.

Ил-214 должен быть уже как три года в строю, но первый полёт отодвинули до 2017 года и лишь через два года обещают серийное производство, но и этому нет доверия — такое ощущение, что ОКБ им. С.В. Ильюшина создаёт проект самолёта шестого поколения.

Добавить комментарий
* Все комментарии проходят модерацию