То, что так долго ждало российское Минобороны наконец-то свершилось – утверждено тактико-техническое задание на средний военно-транспортный самолёт, который придёт на замену трудяге Ан-12. Новая машина пока обозначена как Ил-276, разрабатывать и испытывать самолёт будут в легендарном ОКБ Ильюшина, а производить в Ульяновске на авиационном предприятии «Авиастар-СП».
Ветеран ВТА воздушный труженик Ан-12
Экипажи воздушных судов Ан-12 и авиационные специалисты давно поняли, что эта машина продолжает эксплуатироваться только по причине реализации в ней нескольких удачных инженерных решений: мощные и неприхотливые двигатели, удобная и вместительная грузовая кабина, надёжная и простая по конструкции система управления.
Транспортник Ан-12, созданный ещё в советское время, этот «воздушный трудяга» остаётся до сих востребованным. Вместе с ветераном Ил-76 выполняет сложную и тяжёлую работу по доставке груза и личного состава в отдалённые районы, порой туда, куда обычный гражданский борт не сможет перевезти людей и военную технику.
Не только новейшие истребители ставят рекорды высоты и скорости, но и «рабочая лошадка» ВТА по заключению специалистов стала в своё время рекордсменом по стоимости перевозок коммерческих грузов. Ан-12 в доставке техники и личного состава на расстояния в несколько тысяч километров среди военно-транспортных самолётов принадлежит рекорд по стоимости – всего 10 копеек за километр.
Экспортируемая во многие государства мира эта машина отличалась поистине уникальной живучестью и надёжностью. Так, в рамках продления срока службы при выполнении капитальных ремонтов на Ан-12 ещё в середине 90-х годов выяснилось, что ресурс некоторых самолётов возможно продлить на 40 тысяч часов, а это приблизительно ещё 40 лет эксплуатации.
Но всё хорошее когда-нибудь кончается, так и самолёты, построенные ещё в СССР, несмотря на всю их надёжность и неприхотливость подлежат неминуемой замене. Вот для этого и вступил в силу проект разработки нового военного транспортника средней грузоподъёмности Ил-276.
Проект Ил-276
Разработка нового СВТС весьма важна для военно-транспортной авиации ещё и тем, что она не только поможет значительно снизить траты на военно-коммерческую логистику, но и обновит парк самолётов и снимет все проблемы, связанные с надёжностью таких машин. Это своеобразная панацея, помогающая снизить стоимость эксплуатации и решить материальное обеспечение военных перевозок.
Эксперты предрекают, что технические возможности многоцелевого Ил-276 позволят ему обеспечить 80% всех воздушных перевозок в интересах Министерства обороны. Стал известен и будущий облик машины – это будет классическая схема, присущая самолётам ВТА – однофюзеляжный планер с высоко расположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением.
Силовая установка предполагается на первых опытных экземплярах из двух двигателей ПС-90А-76, которые устанавливаются в настоящее время на современную модификацию Ил-76. Разработчики планируют, что после заводских и государственных лётных испытаний, машина будет оснащаться новым изделием – авиационным двигателем ПД-14, создаваемым в рамках программы для гражданского самолёта МС-21.
В ОКБ Ильюшина подготавливают сразу несколько вариантов проекта нового самолёта, на платформе транспортника создают проект воздушного госпиталя, топливного танкера и командного связного пункта. Разработчики считают, что основная задача построить транспортный самолёт, отвечающий всем требованиям заказчика, а какой вариант потребуется в первую очередь – решать будет военное ведомство.
Новая машина займёт нишу между будущим лёгким транспортником Ил-112 и тяжеловозом Ил-76 и заметно снизит стоимость эксплуатации таких перевозок. Это позволит военному ведомству осуществлять доставку грузов в гарнизоны, не привлекая к выполнению таких мелких задач тяжёлые транспортники Ил-76.
Кроме того, Ил-276 переймёт от своего предшественника способность выполнять полёты с посадкой на неподготовленные и грунтовые аэродромы. Такая особенность машины будет весьма востребована для полётов в Арктику, где порой вообще отсутствуют взлётно-посадочные полосы.
Пока нет точных лётно-технических характеристик Ил-276, но уже известно, что грузоподъёмность будет не менее 20 тонн, крейсерская скорость самолёта составит 800 км/час и дальность перевозки находится в пределах 2.5-2.7 тысячи км, практический потолок машины в пределах 12 км.
Эксперты предполагают, что для замены парка Ан-12 нужно построить уже в ближайшее время несколько десятков бортов Ил-276, а если считать перспективных зарубежных заказчиков с их потребностями, то появляется возможность продавать эти машины уже с первых серийных выпусков и это не считая контрактов на запчасти и обслуживание.
Заключение
Надеемся, что проект перспективного Ил-276 будет осуществляться как запланировано – в 2023 году машина должна подняться в воздух, а серийный выпуск заработает в 2026 году. Таким образом, самолёт оправдает надежды экспертов на осуществление заложенных в изделие новых решений и невысокую цену эксплуатации, что поможет проекту развиться не только внутри страны, но и даст выход на мировой рынок.