Во второй половине 80-х годов прошлого столетия вертолётостроение России, как и вся промышленность, переживало непростую ситуацию, связанную с экономическим и политическим кризисом. Разработка проекта Ка-60 была заморожена из-за недостатка финансирования, но осталась последняя надежда на заказы Военного Флота РФ.
История создания
Год 1983 запомнится в ОКБ Камова надолго, именно в этом году конструкторы приступили к разработке необычной для «камовцев» схемы вертолёта с одним несущим винтом, отказавшись от традиционной для них соосной компоновки. Такая схема, по мнению разработчиков, разрешала транспортному вертолёту достичь наиболее высокой крейсерской скорости.
К тому времени машины с грузоподъёмностью 2–2,5 тонны не было, вертолёт Ми-4 сняли с вооружения, а Ми-8 был не вполне рентабелен со своей большой загрузкой. Ка-60 был должен стать надёжной заменой поршневой «четвёрке». Велись разработки палубного варианта и варианта вертолёта-разведчика и целеуказателя.
Работы по Ка-60 оживились лишь в конце 90-х годов, в 1998 году 10 декабря первый опытный образец был опробован в воздухе. Второй опытный образец вертолёта как учебная машина для подготовки и переучивания лётного состава получил обозначение Ка-60У и впервые поднялся в небо 21 сентября 2007 года. После неудачной аварийной посадки второго опытного экземпляра 23 июня 2010 года, проект военной версии Ка-60 заморозили.
«Касатка» была очень полезна для доставки вооружённых десантников, боеприпасов и оружия на передовые позиции, перевозки раненных, выполнения поисково-патрульных операций и обучения и поддержания навыков лётчиков.
Описание вертолёта Ка-60
Новая многоцелевая машина Ка-60 — первый вертолёт фирмы «Камов», созданный по схеме с одним несущим и одинадцатилопастным хвостовым винтом, заключённым в кольцо на киле хвостового оперения. Оба редуктора — для главного и хвостового винта изготовлены на воронежском ОКБ «Моторостроение». Машина оснащена силовой установкой из двух двигателей РД-600В, которые изначально предназначались для Ка-60 и обладают мощностью 1500 л.с. на взлётном режиме каждый.
Управлять новой машиной можно либо с левого, либо с правого кресла пилота, расположение информационных дисплеев это позволяет. Стеклянная кабина обеспечивает хороший обзор, а современная авионика представляет пилоту всю информацию о пространственном положении машины, навигационной обстановке и работе силовой установки и систем вертолёта.
Конструкторы серьёзно позаботились о живучести машины, так большинство наиболее важных систем и агрегатов вертолёта дублируются и размещены на разных сторонах фюзеляжа. Все узлы и детали управления, а также трансмиссия способна выдержать попадание 12,7 мм снаряда. Каждая часть несущего винта при простреле и образовании пробоин не теряет способности создавать подъёмную силу для дальнейшего продолжения полёта.
Способствует незаметности вертолёта особое специальное покрытие фюзеляжа и применение подобранной частоты вращения винтов для создания подходящей малошумности. Специально разработанное шасси позволяет приземление с большой вертикальной скоростью, а энергопоглощающие кресла пилотов выдерживают такие перегрузки. Шасси Ка-60 сделаны убирающимися в полёте, что повлияло на уменьшение сопротивления воздушного потока и увеличило скорость полёта.
Применение в конструкции машины 60% материалов из композита, вкупе с отличными аэродинамическими качествами и достаточной тяговооруженностью силовой установки, разрешает вертолёту достичь скорости более 300 км/час и потолка, превышающего 5 тысяч метров.
Лётно-технические характеристики Ка-60
- Максимальная скорость — 300 км/час.
- Скорость крейсерского режима — 265 км/час.
- Дальность без дополнительных баков — 700 км.
- Практический потолок — 5150 м.
- Статический потолок — 2100 м.
- Длина фюзеляжа — 13,25 м.
- Высота вертолёта — 4,1 м.
- Двигатели — 2 х ГТД РД-600.
- Тяговооруженность — 2 х 1300 л.с.
- Максимальный взлётный вес — 6,5 т.
- Количество десантников — 12 чел.
- Масса груза внутри вертолёта — 2 т.
- Вес груза на внешней подвеске — 2,5 т.
- Точек подвески — 2.
- Экипаж — 1–2 чел.
Интересные факты
- Ка-60 отличался от всех прежних разработок ОКБ Камова прежде всего схемой с одним несущим пятилопастным винтом и рулевым винтом в кольцевом канале. Такая компоновка была выбрана из расчёта, что в режиме висения вертолёт будет использовать лишь 1% полётного времени, остальное придётся на горизонтальный полёт.
- Шестидесятипроцентное содержание в конструкции машины материалов из композита позволяет лучше выдерживать боевые повреждения. Автоматическое заполнение топливных баков пенополиуретаном не даёт возможности взрывов и пожара на борту.
- Отличная амортизация и высокая энергопоглощаемость кресел пилотов и десантников, вкупе с энергогасящими ударную нагрузку шасси, дают возможность избегать травм при авариях.
- Установка на законцовках лопастей шумопонижающих устройств и внедрение механизма, регулирующего частоту вращения винтов, значительно понизило уровень шумности Ка-60.
- Размещение на вертолёте БРЛС «Арбалет» помогает видеть препятствия типа проводов ЛЭП на удалении 500 метров с угловым разрешением в 12 минут.
Видео: Вертолёт Ка-60
https://youtube.com/watch?v=QhDOrd5xwYc
Машина вполне соответствовала своему прямому назначению, но дальнейшая разработка гражданской версии Ка-62 и случившаяся авария со вторым опытным вертолётом, заморозили эту программу, но осталась надежда на заказ военно-морского флота России для палубной авиации.