Новый средний многоцелевой вертолёт Ка-62 построен по международным нормам годности, конструкция которого вобрала в себя все перспективные достижения в мировой практике вертолётостроения и отвечает всем требованиям лётной безопасности.
Эта машина предназначена для выполнения полётов в любых метеорологических условиях и обеспечивает перевозку людей и грузов, скорую медицинскую помощь, проведения спасательных операций и наблюдения для нефтегазовой области. В силу своей автономности и способности работы при низких температурах Ка-62 будет незаменимым для работ по освоению арктического шельфа.
История создания
Перспективный Российский вертолёт Ка-62 позиционируется как гражданский вариант военной машины Ка-60 в классе 6,5 тонн. Работы по этому проекту начались в тяжёлое для России время — в 90-е годы. Гражданская модификация сохранила все особенности конструктивной разработки военной модели, вплоть до силовой установки из двух двигателей РД-600.
После демонстрации на МАКС-1995 макета вертолёта в натуральную величину, из-за тяжёлого финансового положения в стране дальнейшая разработка проекта прекратилась. Только лишь спустя полтора десятка лет с начала разработки, новая конструкция машины в макетированном виде была показана на авиационной выставке HeliRussia 2012.
Основная компоновочная схема вертолёта осталась незатронутой, изменения внесли в конструкцию шасси и отсека силовой установки, где были установлены вместо отечественных РД-600 французские двигатели Turbomeca Ardiden 3G с трансмиссией из Австрии фирмы Zoerkler. Испытания 2013 года показали необходимость доработок модели, военная модификация вертолёта в 2014 году должна была проходить пробные полёты.
Гражданская версия машины первый установочный полёт произвела 28 апреля 2016 года. Вечером этого дня вертолёт оторвался от земли и был опробован в режиме висения с изменениями профиля полёта по курсу и тангажу, после чего благополучно приземлился и зарулил на стоянку. Строительство новых машин Ка-62 будет развёрнуто на базе холдинга «Прогресс», где собирают саму конструкцию и устанавливают двигатели, а несущие и рулевые винты производят в ОАО «КумАПП».
Описание
В отличие от других «камовских» машин Ка-62 имеет аэродинамическую схему с одним несущим четырёхлопастным винтом и двенадцатилопастным рулевым винтом, помещённым в кольцевой канал на хвостовом оперении вертолёта. Размещение таким образом рулевого винта значительно повышает эффективность его использования и увеличивает экономичность силовой установки.
Интегральная схема фюзеляжа с обводами, уменьшающими сопротивление, также позволяет экономить топливо и большую роль в этом играют композитные материалы, составляющие 60% корпуса, что значительно улучшает весовые характеристики вертолёта.
Недавно подписанный контракт с французской фирмой Turbomeca позволяет оснащать Ка-62 высокоэкономичными двигателями Ardiden 3G с цифровой аппаратурой FADEC, снижающей пилотам практически всю нагрузку по слежению за работой двигателей. Кроме FADEC, экипажу помогают следить за воздушной обстановкой системы GPS и ГЛОНАСС (совместимых с европейской Galileo), входящих в бортовой комплекс навигации.
Конструкция фюзеляжа делится на следующие отсеки: пилотская кабина, отсек для пассажиров и груза, отдел хвостового оперения и хвостовая балка. Стеклянная кабина пилотов защищена органическим птицестойким триплексом и имеет два рабочих места, причём командир может размещаться как на левом сидении, так и на правом, компоновка авионики позволяет осуществлять управление с любого места.
В грузопассажирском отсеке возможно разместить до 14 кресел, посадка и высадка пассажиров осуществляется через широкие боковые двери с обеих сторон, которые сдвигаются в сторону хвостового оперения. Общая нагрузка Ка-62 составляет 2,7 тонны груза, размещение которого возможно внутри грузопассажирской кабины, также и на внешней подвеске.
Оптимальная грузоподъёмность и просторная пассажирская кабина дают потенциальную возможность использования вертолёта в целях воздушного наблюдения и поиска, успешного проведения спасательных операций, применять машину как «воздушный кран» и т.п.
Небольшая грузоподъёмность Ка-62 выбрана не случайно, исследования показали, что Ми-8 мог брать груза 4 тонны, а на 80% выполнял перевозки с загрузкой не более 2,1 тонны и это отрицательно сказывалось на экономической эксплуатации вертолёта.
Машину оснастили современным шасси, разработка такого узла выполнена по принципу комбинированных агрегатов, что значительно облегчает их дальнейшее обслуживание. Шасси Ка-62 позволяет выдерживать посадку с большой вертикальной скоростью и предоставляет возможность выполнять полёты с корабельной палубы.
Лётно-технические характеристики
- Диаметр несущего винта — 13,8 м.
- Длина с винтами — 13,46 м.
- Высота — 4,8 м.
- Вес пустого вертолёта — 4 т.
- Максимальный взлётный вес — 6,5 т.
- Двигатели — 2 х Turbomeca Ardinen3G.
- Максимальная тяга на взлётном режиме — 2 х 1776 л.с.
- Максимальная скорость — 308 км/час.
- Скорость крейсерского режима — 290 км/час.
- Динамический потолок — 5700 м.
- Статический потолок — 3300 м.
- Дальность полёта — 770 км.
- Продолжительность полёта без дополнительных баков — 4,2 часа.
- Количество пассажиров — 14 чел.
- Масса груза внутри вертолёта — 2,2 т.
- Вес груза на внешней подвеске — 2,7 т.
- Экипаж — 2 чел.
Интересные особенности эксплуатации
- Эксплуатация вертолёта может осуществляться при автономном базировании и хранении без ангара.
- Географические и климатические условия эксплуатации практически не влияют на применение вертолёта, полёты возможно выполнять при температурах от + 450 до — 500С.
- Ка-62 имеет совершенную защиту от обледенения и возможность совершать полёты в сложных метеоусловиях.
- Ка-62 может совершать взлёт и посадку на нефтяные платформы, базироваться на грунтовых неподготовленных площадках.
- Трансмиссия и двигатели Ка-62 не нуждаются в подогреве до температуры — 350С.
Видео: робот для производства деталей уникального гражданского вертолета Ка-62
Многоцелевой вертолет Ка-62, не смотря на простой в 90-х годах, вернулся в производство, и вкючает в себя новые технологии, отвечает современным требованиям безопасости при эксплуатации. Вертолет способен перевозить людей и различные груз.
В результате всех доработок вертолёт получил по сравнению с однотипной техникой увеличенную крейсерскую скорость, уменьшенный расход горючего и нетрудоемкое обслуживание, что значительно повысило эксплуатационную и экономическую эффективность.