По прогнозам учёных, через несколько десятков лет технический прогресс сделает возможным голосовое управление любой техникой, двигатель внутреннего сгорания уступит место электрическим движителям, а основным источником энергии станет энергия солнца. Не останется в стороне и авиация – самолёты в основном это будут беспилотники, которые бурно развиваются в настоящее время в военной сфере, но уже в разработке находятся опытные образцы беспилотных гражданских самолётов.
Управление со специального пункта
Уже сейчас практически в гражданской авиации имеются все основания для перехода на беспилотный режим. Интегрированные бортовые компьютерные комплексы позволяют в автоматическом режиме пилотировать самолёт от взлёта до посадки, навигационные системы обеспечивают расчёт маршрута по наземным маякам и с помощью спутников.
Остаётся лишь оснастить самолёт компьютером с заранее заданной программой полёта и предусмотреть установку датчиков предупреждения от столкновения, которые будут корректировать курс воздушного судна при приближении других бортов. При двукратном или трёхкратном дублировании это будет совершенно безопасно, тем более что пилот будет, но только не на борту самолёта.
Предполагается, что все аэродромы будут иметь специальные центры управления полётами, оборудованные соответствующими наземными средствами управления и связи, в которых каждый рейс контролируется пилотом. Помощь контролирующему оказывают и диспетчеры УВД.
Таким образом, пилот проводит в несколько раз больше рейсов и ему не нужно проходить контроль в каждом аэропорту.
Экология, малошумность и экономичность
Футурологи считают, что самолёты будущего претерпят кардинальные изменения, такой летательный аппарат через 50-60 лет будет иметь фюзеляж, похожий на космическую ракету с хвостовым оперением кольцевой формы. Подобная конструктивная формация, по мнению экспертов, значительно гасит звуковой удар при переходе на сверхзвуковую скорость и делает полёт на этом режиме более комфортным.
Через полвека сверхзвуковые пассажирские лайнеры будут летать на скорости, превышающее число М более чем в два раза и такой перелёт на курорты у тёплых морей займёт времени не более, чем поездка с окраины мегаполиса до центра. Двигатели такого летательного аппарата будут потреблять энергию, накопленную в солнечных панелях, размещённых в верхней части самолёта и поверхностях консолей крыла. Это будет самый экологичный транспорт будущего.
Но это отдалённое будущее, а в ближайшие 20-30 лет вот что предлагает нам компания Boeing.
Разрабатываемый ими проект носит название Sugar Volt и представляет собой концепт «зелёного» самолёта с гибридной силовой установкой. Основное питание двигателей будет от аккумуляторных батарей, заряжаемых в аэропортах от обычных электросетей. Авиационное топливо будет потребляться лишь на взлёте и наборе высоты, в редких случаях – при длительных перелётах.
В конструкции лайнера предусмотрено длинное крыло, которое после посадки складывается, чтобы лайнер свободно уместился в обычных аэропортах. Такое крыло поможет уменьшить взлётную дистанцию и разгрузить конструкцию в полёте, что повысит энергоэффективность летательного аппарата.
Известно, что гибридные двигатели гораздо менее шумные и более экологичные, чем турбореактивные силовые установки. Пассажирский лайнер Sugar Volt будет менее загрязнять атмосферу – выбросы закиси азота сократятся на 80%, а углекислого газа – на 60%. За счёт использования тяги электрических двигателей снизится потребление авиатоплива на 70%, эффективность этого летательного аппарата, по сравнению с современными самолётами станет выше на 55%.
Интерьер, виртуальная реальность и интерактивные панели
Пассажирский салон самолётов будущего ожидают большие перемены – изменятся сами кресла, они или станут для более комфортабельного размещения в нём человека принимать его форму тела или второй вариант – это будут кресла-коконы, изолированные друг от друга с индивидуальной климатической установкой, позволяющее идеально отдохнуть в полёте.
Каждое место будет оборудовано интерактивными панелями с прямым доступом в интернет, по планшету, имеющимся для отдельного кресла, пассажир может заказать товар в duty-free аэропорта посадки, ознакомиться с развлекательными программами, работой магазинов и расписанием работы транспорта в городе прилёта.
Проектировщики будущих лайнеров утверждают, что каждому желающему в самолёте будут выдаваться шлемы виртуальной реальности, которые помогут пассажирам забыть про чувство страха перед полётом и помогут перенестись в иной мир с помощью встроенной программы. Люди могут очутиться в путешествиях по разным странам, прокатиться на тарзанке или по морю на быстроходном катере, посмотреть любимый сериал или фильм с эффектом полного присутствия.
Заключение
Очевидно, что желаемое будущее не за горами и перелёты на сверхзвуковых лайнерах станут чем-то обыденным и привычным и попав в такой самолёт, люди уже не захотят садиться на корабль или поезд. Подобные воздушные судна станут реальностью уже в следующем веке.