Су 47 с крылом обратной стреловидности напоминает крылатого хищника и название «Беркут» этот экспериментальный самолёт заслужил способностью резко менять угол атаки и траекторию полёта, продемонстрировав феноменальную маневренность на трансзвуковых скоростях.
История создания истребителя Су 47
Изначально проект носил обозначение Су 37 и предназначался для экспериментальных разработок машины с крылом обратной стреловидности. Главный конструктор проекта М.А. Погосян рассчитывал отработать ряд передовых технологий, необходимых для создания нового поколения самолётов.
В 1988 году по недальновидности военного руководства ВВС СССР программа перестала существовать. Спустя некоторое время к экспериментальной машине проявил интерес ВМФ СССР и проект продолжили как палубный истребитель для авианесущих крейсеров под индексом Су-27КМ. Но и здесь его постигла неудача, последовавший распад Советского Союза и финансовый кризис переложили бремя ответственности за дальнейшее существование проекта на ОКБ Сухого.
Надо отдать должное работникам ОКБ, работа хотя и со скрипом, но продвигалась, и уже в 1997 году в конце сентября машина под обозначением Су-47 выполнила первый 30-минутный полёт. На выставке авиационной техники МАКС-1999 самолёт был продемонстрирован широкой общественности, а на МАКС-2001 Су-47 получил название «Беркут».
Описание самолёта Су 47
Аэродинамическая схема машины – неустойчивый интегральный триплан с крылом верхнего расположения обратной стреловидности и передним горизонтальным оперением (ПГО). Хвостовое и переднее оперение выполнены по схеме цельноповорачивающихся поверхностей. Предусмотрено осуществление динамического торможения на малых и сверхзвуковых скоростях с выходом на большие углы атаки.
Передовая технология изготовления обшивки фюзеляжа делает возможным производить конструкции длиной до восьми метров сначала в виде плоских поверхностей, после чего преобразовывать их в форму двойной кривизны любой конфигурации, делая стыки более точными и гладкими. Это не только позволило улучшить аэродинамику и свести к минимуму стыковочные узлы, но и значительно снизить вес машины и увеличить её радиопрозрачность.
Если корпус самолёта изготовлен из сплавов алюминия и титана с небольшой долей композита, то консоли крыла и центроплан на 90% выполнены из композиционных материалов. Крыльевые консоли сделаны складными с отклоняемым носком, по всей задней части, исключая корневые наплывы расположены закрылки, состоящие из одной секции и элероны. ПГО выполнено в форме трапеции и закреплено в месте сопряжения крыла и фюзеляжа, кили с рулями направления конструктивно схожи с Су-27 и имеют развал во внешнюю сторону.
«Беркут» оснащён силовой установкой из двух турбореактивных двигателей Д-30ФБ с нерегулируемыми воздухозаборниками. В дальнейшем предполагают установить на машину два ТРДДФ АЛ-41Ф с всеракурсным вектором тяги.
Основные стойки шасси в убранном положении размещаются в нишах между воздухозаборниками двигателей, носовая стойка убирается вперёд в корпус самолёта против воздушного потока.
Фонарь кабины пилота такой же, как у Су-27, главное отличие внутри – катапультируемое кресло, установленное под углом 300, при этом воздействие перегрузок снижается, что очень ценно для пилота при выполнении резких маневров. Цифровое оборудование и дисплеи отображают необходимую информацию для пилота, управление машиной осуществляется боковой ручкой с малым ходом и тензоРУДом.
Современное ЭДСУ российского производства многоканальной схемы в цифровом формате, автоматическая система управления, включающая инерциальную систему навигации с лазерными гироскопами и навигация по спутнику и «цифровой карте» — всё это оснащение Су 47 широко применяется на поздних модификациях машин Сухого.
Бортовое радиолокационное оборудование включает в себя помимо основного локатора в носовом обтекателе, две антенны, контролирующие заднюю полусферу, размещены между соплами силовой установки и крылом.
РЛС с плоской фазированной решёткой и электронно-механическим сканированием увеличивает обзорный сектор до 600 во всех направлениях, позволяет находить цели на расстоянии до 245 км, вести одновременно 24 самолёта и поражать разом восемь целей.
Технология «стелс» предполагает размещение вооружения внутри самолёта – управляемых ракет средней и малой дальности и высокоточного вооружения УР и КАБ класса «воздух – земля». В левом корневом наплыве размещена 30-мм пушкаГШ-301.
Су 47 технические характеристики
- Площадь крыла – 56 м2.
- Длина самолёта – 22,6 м.
- Высота самолёта – 6,4 м.
- Силовая установка – 2 х ТРДДФ Д30-Ф6.
- Тяговооруженность – 2 х 15500 кгс.
- Нормальный взлётный вес – 25670 кг.
- Максимальный взлётный вес – 34 т.
- Скорость у земли – 1400 км/час.
- Скорость на высоте – 2200 км/час.
- Перегоночная дальность полёта с ПТБ – 5500 км.
- Боевой радиус на сверхзвуке – 800 км.
- Дозвуковой боевой радиус – 2 тыс. км.
- Вооружение – одна 30-мм пушка ГШ-301, УР различного назначения до 8 тыс. кг.
Интересные факты о истребителе Су 47
Су 47 используется как летающая лаборатория, многие наработки в процессе исследований этой машины легли в основу применения самолёта пятого поколения Т-50.
«Беркут» первый российский самолёт с крылом обратной стреловидности, который признан перспективным в отличие от подобных проектов западных конструкторов.
Занимательная история произошла после публикации «Воздушным вестником» снимка с заседания Военного Совета, где на столе стояла модель «Беркута» с характерной формой крыла обратной стреловидности. До этого руководство ОКБ вообще отрицало существование такого самолёта, но западные специалисты смогли по снимку подготовить рисунки этого перспективного самолёта.
Су 47 «Беркут» видео
https://www.youtube.com/watch?v=lqkDW85o22g